Виды резьбы по дереву. Основные характеристики. Характеристика видов резьбы по дереву. Элементы резьбы. Терминология Когда и где зародилась резьба по дереву

Человек всегда был неотделим от природы, даже сегодня, в крайне урбанизированном мире, он зависит от нее целиком и полностью. Глина, дерево, кости животных – все это материалы, которые дарит человеку природа. И именно их человек обрабатывал испокон веков, в соответствии с их свойствами и качествами. Талант применять природные качества материалов позволил создать неповторимые и уникальные шедевры, которые стали со временем культурным наследием целых народов и цивилизаций.

Разные народы, разумеется, применяли те материалы, которые дарила им природная среда обитания. Резьба по дереву, как отдельный вид искусства, возникала лишь в тех местах, где было много деревьев. Славяне обитали в лесных местах, и именно поэтому нет ничего удивительного в том, что они стали искусными мастерами в этом деле. Резьбой по дереву много веков занимались россияне, украинцы, белорусы, киргизы, литовцы, молдаване.

Даже сегодня, в начале технологического двадцать первого века, резьба по дереву не утратила своей актуальности и популярности. Мастера, применяя теперь более совершенные, современные инструменты, как бы воскрешают этот старинный промысел, развивают его с помощью новых технологий и своего таланта.

Резьба по дереву воплощается во многих формах: это и декорирование предметов мебели, и украшение домов, церквей и храмов, создание огромных резных панно и маленьких фигур.

Резьба по дереву – краткий исторический экскурс

На всех континентах, где обитали люди, существовала резьба по дереву. В Африке это были статуэтки и резные деревянные маски, в Америке, у индейцев, это искусство воплощалось в тотемах для различных ритуалов. Австралийские аборигены украшали бытовые предметы резными фигурками людей и животных, а китайцы и японцы украшали резными элементами свои жилища.

Древние славяне были знатными мастерами художественной резьбы, ведь еще в одиннадцатом веке они декорировали резными элементами двери, окна, крыши своих домов. Они полагали, что такие украшения отпугнут от жилища всякую нечисть. Многие историки считают, что украшать дома резьбой славяне начали еще во времена язычества, задолго до крещения Руси. Это подтверждают найденные старинные резные элементы с изображениями языческих богов, фантастических животных.

Славянские резчики по дереву достигли вершин мастерства в своем искусстве, ведь они украшали не только фасады, но и мебель, детские игрушки, посуду, прялки, прочие бытовые предметы.

Но наиболее ярко свои умения они проявили в особом виде искусства – славянской резной иконе. Этот вид резьбы появился сразу же после крещения. Во времена средневековья были приглашены искусные европейские резчики, и уже в шестнадцатом веке на Руси появились новые виды резьбы, новые инструменты. Великолепные резные картины, поражающие тонкостью исполнения, можно было наблюдать в храмах. Также из дерева вырезались образы Иисуса, Богородицы, Святой Троицы, других святых.

Пройдя сквозь века, искусство художественной резьбы по дереву сегодня переживает второе рождение в славянских странах. Современные мастера воскрешают это уникальное старинное ремесло, привносят в него свежие идеи, новые элементы, возрождают интерес обывателей к этому искусству.

Виды художественной резьбы, основные техники

Резьбу по дереву различают согласно глубине резки, ритму, месту расположения узора, его характеру. Каждый народ имеет свои традиции резьбы, поэтому даже обыватель никогда не спутает узорчатые деревянные изделия поморов Севера с лаконичной резьбой Твери, а тонкую резьбу мастеров центральной России – с монументальной, основательной резьбой волжан.

Разумеется, тип узора, размеры элементов диктуется еще и назначением изделия. Узор может идти вдоль окружности, в виде любой геометрической фигурки, заполнять плоскость полностью либо являться просто фрагментом. Например, мастера, создающие резные шкатулки и посуду, применяют плоскорельефную резьбу.

По разным видам приемов различают резьбу контурную, геометрическую, накладную, прорезную, плоскорельефную, пропильную. Наиболее распространена резьба контурная и геометрическая.

Контурная резьба отличается незначительным углублением линий узора относительно поверхности. Рисунок в результате выходит четким, выразительным. Этот вид резьбы требует точности в прорисовке, ведь любые промахи особенно «бросаются в глаза». Применяется резьба контурного типа в основном для небольших изделий.


Резьба геометрического типа – проще в исполнении. Состоит она из наиболее простых в исполнении элементов – выемок, лучей, треугольников. Из этих элементов создаются звездочки, цветы, шашки и другие орнаменты.

Резьба плоскорельефная характеризуется интенсивным углублением рисунка в толщу древесины. При этом резной узор пребывает в единой плоскости с его фоном, то есть с доской.

При пропильной резьбе узоры, предварительно намеченные на плоскости, вырезаются выкрутной пилой либо лобзиком. Декоративность и тонкость работы получается с помощью ажурной сетки. Часто этот вид резьбы является как бы продолжением, более совершенным вариантом резьбы плоскорельефной.

Резьба прорезная – с ее помощью создают плоские узоры. Элементы узора плотно соприкасаются с обрамлением и друг другом. Они могут быть разной высоты, и тогда резьба станет прорезной ажурной. Таким видом резьбы декорируют обычно мебель, предметы быта. А если убрать фон, где узор расположен, рисунок можно будет выпилить лобзиком.

Основные инструменты

Серьезные мастера используют для искусной резьбы полное многообразие инструментов. Однако многие виды резьбы можно исполнить, имея лишь восемь стамесок, различных по ширине ее и кривизне. Например, стамеска двенадцати миллиметровой ширины бывает практически плоской либо искривленной, с кромкой скошенной либо прямой.

Чаще всего в комплект главных инструментов мастера по резьбе входят: две деревянных киянки (круглая и обычная прямоугольная), и несколько самых разных стамесок.

Резьба по дереву – искусство непростое, оно требует терпения, старания, тщательности и терпения. Чтобы освоить ее, нужно начинать с самых простых узоров в геометрической технике. Учиться резать нужно в разных направлениях, лучше сразу и левой, и правой рукой. Каждый, освоивший это древнее искусство, наверняка постепенно сделает его делом своей жизни!

Ниже представлены разделы художественной резьбы по дереву Путеводителя по русским ремёслам.

Древесина

Древесина - один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни.

Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многоглавого храма в Кижах, использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.

Резьба как ранний вид обработки древесины

Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребёнка или шкатулка.

Такие и подобные им предметы не всегда украшены резными орнаментами, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, появлялись эстетические свойства вещи. например долбленная чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш в соей пластике уже представляли образец скульптурного решения, выполненного средствами резьбы. Однако в большинстве случаев художественный предмет из дерева украшен резьбой. Её виды и приёмы предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.

Виды резьбы

Строгой классификации не имеет, поскольку в одном и том же изделии могут сочетаться разные виды резьбы.

Условно можно выделить типы резьбы:

  1. сквозная резьба (сюда относится пропильная и прорезная резьба)
  2. глухая резьба (все подвиды рельефной и плосковыемчатой резьбы)
  3. скульптурная резьба
  4. домовая резьба (является отдельным направлением, поскольку может сочетать в себе все три вышеперечисленных типа)
  5. резьба бензопилой (выполнение преимущественно скульптурной резьбы при помощи только бензопилы)

Условная классификация видов резьбы выглядит следующим образом:

Сквозная резьба

Сквозная резьба подразделяется на собственно сквозную и накладную , имеет два подвида:

  • Прорезная резьба - (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами)
  • Пропильная резьба (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком).

Прорезную или пропильную резьбу с рельефным орнаментом называют ажурной .

Плосковыемчатая резьба

Плосковыемчатая резьба характерна тем, что её основой служит плоский фон, а элементы резьбы углубляются в него, то есть нижний уровень резных элементов лежит ниже уровня фона. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • контурная резьба - самая простая, единственным её элементом является канавка. Такие канавки-желобки и создают рисунок на плоском фоне. В зависимости от выбранной стамески канавка может быть полукруглой или треугольной. Полукруглая прорезается полукруглой стамеской, а треугольная - резцом-уголком, угловой стамеской или ножом в два приёма.
  • скобчатая (ногтевидная) резьба - основным элементом является скобка (внешне похожа на след, оставляемый ногтем при надавливании на любой мягкий материал, отсюда и пошло название ногтевидная) - полукруглая насечка на плоском фоне. Делается такая насечка полукруглой стамеской в два приёма: сначала стамеску углубляют в дерево перпендикулярно поверхности, а затем под углом на некотором расстоянии от первого надреза. В результате получается так называемая скобка. Множество таких скобок разных размеров и направлений и создаёт рисунок или его отдельные элементы.
  • геометрическая резьба :
    • трёхгранновыемчатая резьба
    • двухгранновыемочная резьба
    • четырёхгранновыемочная резьба
  • чернолаковая резьба - фоном служит плоская поверхность покрытая чёрным лаком или краской. Как в контурной резьбе, прорезаются канавки на фоне, из которых и строится рисунок. Различная глубина канавок и их разный профиль дают интересную игру светотени и контраста чёрного фона и светлых прорезанных канавок.

Рельефная резьба

Рельефная резьба характерна тем, что элементы резьбы находятся выше фона или на одном уровне с ним. Как правило, в этой технике выполняются все резные панно. Выделяют несколько подвидов такой резьбы:

  • плоскорельефная резьба с подушечным фоном - можно сравнить с контурной резьбой, но все края бороздок заоваливаются, причём порой с разной степенью крутизны (со стороны рисунка более резко, со стороны фона постепенно, отлого). За счёт таких заваленных контуров фон кажется сделанным из подушек, отсюда и пошло название. Фон находится на одном уровне с рисунком. Плоскорельефная резьба с выбранным фоном - та же резьба, но только фон выбирается стамесками на уровень ниже. Контуры рисунка заоваливаются также.
  • абрамцево-кудринская резьба (кудринская) - зародилась в усадьбе Абрамцево под Москвой, в деревне Кудрино. Автором считают Василия Ворноскова. Резьба отличается характерным «кудреватым» орнаментом - вьющимися гирляндами лепестков, цветов. Часто используются такие же характерные изображения птиц и животных. Как и плоскорельефная, бывает с подушечным и выбранным фоном.

Скульптурная резьба

Отличительная особенность - наличие скульптуры - изображения отдельных фигур (или групп фигур) людей, животных, птиц или других объектов. Фактически является самым сложным видом резьбы, поскольку требует от резчика объёмного видения фигуры, чувства перспективы, сохранения пропорций. Отдельным подвидом её считается богородская резьба .

Резьба бензопилой

Также разновидностью скульптурной резьбы можно считать искусство резьбы бензопилой, приобретающее всё большую популярность как среди резчиков, так и среди ценителей прекрасного. Популярность объяснить просто.

Резьба бензопилой - прежде всего действо, спектакль, шоу. Всё чаще стали проводиться фестивали, соревнования, показательные выступления мастеров резьбы бензопилой на массовых мероприятиях, презентациях, выставках. В отличие от других жанров резьбы по дереву, зритель не только видит конечный результат кропотливой и долгой работы мастера, но и визуально участвует в процессе создания скульптуры.

Фрезерные станки

В последнее время также все большую популярность получает создание скульптур на различных копировально-фрезерных станках, наиболее доступным из которых является Дупликарвер.

Диапазон средств

Таким образом, в распоряжение мастера имеется широкий диапазон средств: от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа.

Определённые приёмы резьбы и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличительным признаком искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было завершение кровли дома охлупнем - изображением головы коня, вырубленным топором. В сельском жилище народов Кавказа тонкой плоскорельефной резьбой украшались верхушка столба-колонны, держащей потолок.

Окна сельских и городских домов во многих областях России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной, накладной, объёмной реьбой. В уникальных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная резьба иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры.

Если учесть, что все эти работы выполнялись и выполняются сейчас простым инструментом (топор, пила, стамески и ножи разных видов), то становится ясно, что ремесло здесь проявляет себя на уровне подлинно художественного творчества.

История резного дела в России

Название

В России резьба по дереву называлась резным делом. Рисунок - ознамёнка, употреблялись также слова: вызорочье, узорочье.

Ранняя резьба

Резьба по плоской поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков, городцев и киотцев, желобков, звёздок, маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец этой древней резьбы - царское место в Успенском соборе Московского Кремля.

В конце XV в. инок Троице-Сергиевской лавры Амвросий соединил в своих работах восточный, западный и традиционный русский орнамент и оказал огромное влияние на развитие резного дела XV–XVI века.

Византийский стиль

Древние изображения травяных узоров - в византийском стиле. Не ранее XVI в. появляется фрящина (фряжские травы) - травяные украшения, заимствованные в Италии.

Немецкая резьба

Во второй половине XVII в. в России появилась немецкая резьба, фигурная, с готическими мотивами. В 1660 г. этой резьбой была украшена царская столовая, построенная по проекту немецкого архитектора Декенпина.

Появились новые инструменты и немецкие названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель, шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери, кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели, цыротные травы, фруфты и т. д.

Мастера начали изготовлять резьбу по немецким мастерским лицевым книгам - то есть по образцам и рисункам.

Рези расписывались яркими красками, иногда покрывались сусальным золотом.

Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно.

Так сложилось, что Русь - страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой.

С помощью топора, ножа и некоторых других вспомогательных инструментов человек обеспечивал себя всем необходимым для: жизни: возводил жилище и хозяйственные постройки, мосты и ветряные мельницы, крепостные стены и башни, церкви, изготавливал станки и орудия труда, корабли и лодки, сани и телеги, мебель, посуду, детские игрушки и многое другое.

В праздники и часы досуга веселил и душу залихватские наигрыши на деревянных музыкальных инструментах: балалайках» свирели, скрипке, гудках.

Из дерева делали даже хитроумные и надежные замки для дверей. Один из таких замков хранится в Государственном историческом музее в Москве. Изготовил его мастер-древодел еще в XVIII веке, любовно украсив трехгранно-выемчатой резьбой! (Это одно из названий геометрической резьбы,)

В каждое изделие мастер старался внести частицу красоты. Прежде всего, большое внимание уделялось форме и пропорциям. Для каждого изделия древесина подбиралась с учетом ее физических и механических свойств. Если красивая текстура (рисунок) дерева сама по себе могла украсить изделия, то ее старались выявить и подчеркнуть.

Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.

Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.

Она выполняется в виде выемок: двух-, трех- и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.

Орнамент (художественное украшение, узор, состоящие из ряда ритмически упорядоченных элементов) с изображением геометрических тел археологи находят на гончарных изделиях, относящихся к Минойской эпохе (3-2 тыс, до н.э.). Это всевозможные сочетания треугольников, ромбе в, витых линий, точек, завитков и т.п.

Каждая геометрическая фигура в народном творчестве имеет свой смысл, свою символику:

- розетка с лучами или просто круг - символ солнца, жизни;

Спираль - вихрь, беспокойство, буря;

Капля - вода, зерно, символ жизни;

Клетка - поле, какое-либо пространство;

Ромб - мощь, сила, удача;

Крест - человек, душа;

Точка - первооснова всего;

Вертикальная линия - возвышенность;

Горизонтальная линия - покой, спокойствие;

- волнистая линия - движение;

- ломаная линия - противоборство.

Уместно сказать, что в нашей народной культуре эти символы своими корнями уходят в дохристианский период, когда на Руси еще почитали языческих богов.

С помощью геометрической резьбы составлялись магические заклинания, оберегавшие наших предков от различных напастей.

К примеру, считалось, что изображение птицы на какой-либо домашней утвари приносит счастье.

Если вырезали коня, то также ждали в доме Божьей благодати. Такого коня с магическими знаками называли оберегом» Подобные предметы оберегали человека, жилище от всевозможных бед.

В старину думали, что у каждого живого существа есть дух, который им, этим существом, и распоряжается. Были духи домовые, духи леса, лошадиные духи.

Чтобы задобрить такого духа и чтобы он оберегал лошадь в течение года, необходимо было сделать идола (фигурку лошади). Но сделать нужно его было только за 365 прикосновений ножа к дереву (сколько дней в году), произнося при этом заклинания. Если сделать идола за 360 прикосновений, то хозяйский конь на пять дней в году останется беззащитным. Если хоть один лишний раз прикоснуться ножом к идолу, то заклинания вообще теряли силу. Великим грехом считалось раскрыть тайну заговора, магических слов или посвятить в таинства несовершеннолетнего.

А такой изображенный на рисунке идол охранял деревню. Выполняли его пятьюдесятью двумя прикосновениями инструмента (по числу недель в году) и ставили на высоком столбе (4-5 метров) у въезда в селение, дабы охранял его жителей от стихийных бедствий, болезней, разбойников.

Языческая вера (вера в существование многообразия богов и духов) отразилась и на строительстве жилища. Так, двускатная крыша славянского дома символизировала суточное движение солнца по небосводу. С помощью геометрической резьбы изображали небесное светило, проходящее свой путь от восхода до заката. Среднее положение солнца - полдень - представляли более крупно и многогранно. Горизонтальная доска с нависшими каплями означала хляби небесные.

Позже украшения дома теряют свою мифологическую подоплеку. Резные детали дома начинают носить только декоративный характер.

Украшая дом снаружи, народные умельцы не забывали и о предметах быта, которыми пользовались ежедневно: стол, скамья, полка, разделочная доска, ложка, солонка. И здесь геометрическая резьба имела преимущество перед другими видами резьбы.

Большим многообразием декоративной отделки отличались ложки, И это немудрено. Ведь ложка - основной «инструмент» на столе. И нужен он ежедневно.

Даже тогда, когда ложки стали делать из металла, деревянная ложка не была предана забвению, так как имела немалые преимущества перед своей металлической «сестрицей». И прежде всего, она не обжигала рот своему владельцу. Каждому члену семьи принадлежала только своя ложка, поэтому она имела собственный отличительный рисунок. А делалось это из соображений гигиены - «чтобы заеды не попадали» (заедами. называли язвочки в углах рта, появлявшиеся в результате беспорядочного пользования одной ложкой многими членами семьи),

В связи с этим вам, наверное, интересно будет узнать, что Петр I, отправляясь в путешествие по Европе, брал всегда с собой личные столовые принадлежности (ложку, вилку, нож). Хозяев, принимавших почетного гостя, это обижало, но царь на первое место ставил свое здоровье и не желал рисковать им понапрасну.

Изначально каждый крестьянин, помимо своего основного труда - работы в ноле, - занимался строительством дома, благоустройством жилища, изготовлением предметов быта. Но постепенно происходило разделение труда. И те умельцы, которые лучше других могли построить дом, вырезать ложку, изготовить деревянную посуду, оставили работу в поле и стали зарабатывать себе на хлеб плотницким да столярным искусством, И уже из этой среды выделились резчики, которые объединялись в артели.

Известно, что еще в X веке в Киеве существовали резчиские мастерские, которые занимались декоративной отделкой жилища и предметов быта.

А в начале XVI века организуются специальные дворцовые мастерские в Кремле, положившие начало созданию оружейной палаты,

В XVIII веке большое количество мастеров-резчиков принимало участие в строительстве Петербурга, работах по украшению дворцовых ансамблей.

Необходимо заметить, что развитие резчицкого искусства не всегда поддерживалось государством. В XIX веке, когда Россия встала на путь капиталистического развития, богатые люди, меценаты, выделяли значительные суммы на поддержание народных талантов. Уместно назвать имя управляющего Ярославской железной дорогой, блестящего дельца, миллионера Саввы Ивановича Мамонтова. Савва Иванович был всесторонне одаренным человеком; прекрасно пел, играл на фортепьяно, был скульптором и драматургом, занимался режиссурой. И ко всему этому имел великолепный дар распознавать таланты. Можно назвать десятки имен, представляющих гордость нашей культуры XIX века, которым Мамонтов помог материально во время становления их мастерства и которые были под его опекой. Поленов, Репин, Васнецов, Серов, Врубель, Шаляпин, Левитан, Рахманинов - много еще можно было бы вспомнить знаменитых имен, но и этих вполне достаточно, чтобы преисполниться глубочайшей благодарностью к Савве Ивановичу Мамонтову.

На средства его был создан и «Мамонтовский кружок», члены которого построили столярную мастерскую и решили приобщать ребятишек близлежащих от поместья Мамонтова деревень к народным промыслам. Ребята обучались в мастерской бесплатно и через три года, получив в подарок верстак и набор инструментов, начинали работать самостоятельно. Среди них учились братья Вася и Миша Ворносковы.

Впоследствии Василий Петрович Ворносков становится самым известным резчиком. В советский период он устраивает несколько персональных выставок у нас в стране и за рубежом, создает резчицкую артель «Возрождение», которая преобразована ныне в Абрамцевское художественно-промышленное училище» где готовят мастеров народных художественных промыслов. Кроме этого, имя Ворноскова связано с созданием так называемой кудринской резьбы, являющейся разновидностью рельефной резьбы.

В настоящее время искусство резьбы по дереву получило большое распространение не только в сельской местности, но и в городах. Так, в Москве и Санкт-Петербурге существуют детские и взрослые коллективы декоративно-прикладного творчества, взращивающие новые поколения мастеров резьбы. Этот факт говорит о том, что подлинно народное искусство никогда не умрет. Ну а вы, уважаемый читатель, можете сделать свой вклад в развитие этого вида искусства, освоив уроки геометрической резьбы.

История резьбы по дереву насчитывает многие тысячи лет. Со времен появления деревянного зодчества, являющегося одним из древнейших способов строительства жилья, ведет отсчет и история возникновения резьбы по дереву. Извечное стремление человека к красоте и украшательству своих жилищ и предметов быта вылилось в удивительное умение сделать любой кусочек дерева уникальным произведением искусства. Резьбой по дереву украшались дверные и оконные наличники, деревянные ложки и другая посуда, музыкальные инструменты и еще многие и многие предметы. Методом резьбы по дереву мастера могли изготовить достаточно надежный и очень хитроумный деревянный замок. Некоторые из таких поделок дошли до наших дней, их можно увидеть в краеведческих и исторических музеях.

История развития резьбы по дереву неразрывно связана с историей развития культуры и мировоззрения общества, именно поэтому в каждой стране резьба по дереву совершенно разная, существуют разные техники и стили. Наиболее древний вид резьбы – геометрическая резьба – использовался с незапамятных времен не только для украшения домашней утвари, но и для составления магических оберегов и охранительных заклинаний, поскольку каждый элемент резьбы символизировал явления, предметы или стихии, от которых человек хотел уберечься или к которым, наоборот, прибегал за помощью. Из дерева вырезали обереги – охранительные символы, которые должны были приносить удачу и защищать от бед. Такие обереги покрывались особой резьбой и на долгие годы становились хранителями дома.

В более поздний период украшение дома и предметов домашнего обихода резьбой по дереву утратило мистический смысл и стало чисто декоративным. В ХVI-XVIII столетиях резьба по дереву стала промыслом общегосударственного масштаба, создавались крупные резчицкие мастерские и артели, многие мастера резьбы по дереву украшали своим искусством дворцовые ансамбли Санкт-Петербурга и Москвы. Однако уже в XIX веке резное мастерство было основательно подзабыто, поскольку развитие резчицкого промысла перестало поддерживаться государством.

Но история резьбы по дереву на этом не закончилась – в наше время древнее мастерство возрождается, появляются целые школы и коллективы декоративно-прикладного творчества. Резьба по дереву становится популярным видом народного искусства и приобретает все большее число почитателей.

Оставьте комментарий , тем самым Вы поможете сделать эту страницу и сайт лучше !
Мы будем очень благодарны Вам!

Please enable JavaScript to view the