Расчет защитного заземления. Рсзо "смерч": описание

Парк самолетов

1 ВС Boeing 767-300

4 BC Boeing 757-200

1 BC Boeing 737-700 NG

3 ВС Boeing 737-300

3 ВС Boeing 737-500

6 BC Bombardier CRJ 200

Дальность полета (км) – 9 700

Экипаж (пилоты) – 2

Боинг 757-200



Экипаж (пилоты) – 2.

Дальность полета (км) – 6 230

Экипаж (пилоты) – 2

Боинг 737-300



Экипаж (пилоты) – 2.

Боинг 737-500


Крейсерская скорость (км/ч) – 800.
Экипаж (пилоты) – 2.

Bombardier CRJ-200



Экипаж (пилоты) – 2.

Техника безопасности

Проведение общих работ на ВС:

Сезонное ТО:

Вторичный радиолокатор

Вторичная радиолокация используется в авиации для опознавания. Основная особенность - использование активного ответчика на самолётах.

Принцип действия вторичного радиолокатора несколько отличается от принципа первичного радиолокатора. В основе устройства Вторичной радиолокационной станции лежат компоненты: передатчик, антенна, генераторы азимутальных меток, приёмник, сигнальный процессор, индикатор и самолётный ответчик с антенной.

Передатчик служит для формирования импульсов запроса в антенне на частоте 1030 МГц.

Антенна служит для излучения импульсов запроса и приёма отражённого сигнала. По стандартам ICAO для вторичной радиолокации антенна излучает на частоте 1030 МГц и принимает на частоте 1090 МГц.

Генераторы азимутальных меток служат для генерации азимутальных меток (англ. Azimuth Change Pulse, ACP ) и метки Севера (англ. Azimuth Reference Pulse, ARP ). За один оборот антенны РЛС генерируется 4096 малых азимутальных меток (для старых систем) или 16384 улучшенных малых азимутальных меток (англ. Improved Azimuth Change pulse, IACP - для новых систем), а также одна метка Севера. Метка севера приходит с генератора азимутальных меток при таком положении антенны, когда она направлена на Север, а малые азимутальные метки служат для отсчёта угла разворота антенны.

Приёмник служит для приёма импульсов на частоте 1090 МГц.

Сигнальный процессор служит для обработки принятых сигналов.

Индикатор служит для отображения обработанной информации.

Самолётный ответчик с антенной служит для передачи содержащего дополнительную информацию импульсного радиосигнала обратно в сторону РЛС по запросу.

Плюсы вторичной РЛС:

· более высокая точность;

· дополнительная информация о воздушном судне (номер борта, высота);

· малая по сравнению с первичными РЛС мощность излучения;

· большая дальность обнаружения.

Вывод

Я освоил некоторые тонкости гражданской авиации (ГА) на практике, понял, как работают некоторые приборы, которые мне были непонятны, осознал их значимость в практической деятельности. Практическая деятельность мне помогла научиться самостоятельно решать определенный круг задач, возникающих в ходе работы техника-радиста. Я еще раз убедился, что на практике будет востребована основная часть знаний, полученных мной на занятиях. Также большую помощь в решении поставленных задач оказал мой руководитель практики.

Парк самолетов

Парк воздушных судов Авиакомпании «SCAT» состоит из современных воздушных судов западного производства, большая часть которых находится в собственности компании. В регулярном расписании задействовано:

1 ВС Boeing 767-300

4 BC Boeing 757-200

1 BC Boeing 737-700 NG

3 ВС Boeing 737-300

3 ВС Boeing 737-500

6 BC Bombardier CRJ 200

Широкофюзеляжный лайнер является самым популярным самолетом, предназначенным для совершения полетов большой протяженности. Конструкция Boeing 767 сочетает в себе высокую эффективность использования топлива, низкий уровень шума и современные системы авионики. Для его создания используются самые современные материалы. Салон 767 почти на 1,5 метра шире, чем салоны самолётов более ранних конструкций. Для багажа и груза также было выделено предостаточно места: вариант 767-300 - 114,2 м³, что было на 45 % больше, чем подобный показатель у любого другого коммерческого авиалайнера этого класса. Общая длина этой модели составляет 54.94 метра. Дальность полета воздушного судна составляет 9 700 км.

Количество посадочных мест – 260

Дальность полета (км) – 9 700

Крейсерская скорость (км/ч) – 850

Предельная высота (м) – 13 100

Экипаж (пилоты) – 2

Боинг 757-200

Среднемагистральный самолет разработанный американской авиастроительной компанией Boeing, который объединяет в себе передовые технологии, обеспечивающие исключительно эффективное использование топлива, низкий уровень шума, повышенный комфорт и высокие эксплуатационные характеристики. Этот самолет может работать как на дальних, так и на ближних маршрутах, и оборудован двумя мощными реактивными двигателями Rolls-Royce.

Количество посадочных мест – 200/235.
Дальность полета (км) – 7 200.
Крейсерская скорость (км/ч) – 850.
Предельная высота (м) – 12 800.
Экипаж (пилоты) – 2.

Boeing 737-700 Next Generation

23 июня авиакомпания встретила свой первый Boeing 737-700 Next Generation, который отличается от базовой модели Вoeing 737 новой конструкцией крыла и хвостового оперения, цифровым кокпитом, более совершенными двигателями и комфортными пассажирскими креслами. Новый светлый салон самолета вмещает 149 пассажиров. Boeing 737-700 может выполнять полеты протяженностью до семи часов полета с полной коммерческой загрузкой и уже задействован в регулярном расписании авиакомпании по Казахстану, в страны ближнего и дальнего зарубежья, а так же в выполнении туристических рейсов из Казахстана в Турцию.

Количество посадочных мест – 149

Дальность полета (км) – 6 230

Крейсерская скорость (км/ч) – 828

Предельная высота (м) – 12 500

Экипаж (пилоты) – 2

Боинг 737-300

Узкофюзеляжный реактивный пассажирский самолёт Boeing 737-300 является самым массово производимым и популярным реактивным пассажирским самолётом за всю историю пассажирского авиастроения, результат самой успешной программы строительства пассажирских самолетов, базовая модель так называемой классической серии семейства самолетов Боинг-737.

Количество посадочных мест – 144.
Дальность полета (км) – 4 270.
Крейсерская скорость (км/ч) – 800.
Предельная высота (м) – 11 100.
Экипаж (пилоты) – 2.

Боинг 737-500

Пассажирский самолет Boeing 737-500 - среднемагистральный пассажирский самолет, эксплуатируемый на маршрутах малой и средней протяженности. Воздушное судно соответствует всем современным мировым требованиям по безопасности полетов и экологическим параметрам.

Количество посадочных мест – 118.
Дальность полета (км) – 4 400.
Крейсерская скорость (км/ч) – 800.
Предельная высота (м) – 11 600.
Экипаж (пилоты) – 2.

Bombardier CRJ-200

Региональный пассажирский реактивный узкофюзеляжный самолёт CRJ-200, имеет повышенные эксплуатационные характеристики, способен выполнять полеты в сложных метеорологических условиях и в условиях высокогорных аэродромов. Пятидесятиместный комфортабельный салон оборудован удобными кожаными креслами, что позволяет пассажирам путешествовать с комфортом.

Количество посадочных мест – 50.
Дальность полета (км) – 3 950.
Крейсерская скорость (км/ч) – 790.
Предельная высота (м) – 12 500.
Экипаж (пилоты) – 2.

Техника безопасности

Под техникой безопасности подразумевается комплекс мероприятий технического и организационного характера, направленных на создание безопасных условий труда и предотвращение несчастных случаев на производстве.

В целях обеспечения охраны труда на предприятии принимаются меры к тому, чтобы труд работающих был безопасным, и для осуществления этих целей выделяются большие средства. На заводах имеется специальная служба безопасности, подчиненная главному инженеру завода, разрабатывающая мероприятия, которые должны обеспечить рабочему безопасные условия работы, контролирующая состояние техники безопасности на производстве и следящая за тем, чтобы все поступающие на предприятие рабочие были обучены безопасным приемам работы.

В рамках обеспечения охраны труда на предприятии на заводах систематически проводятся мероприятия, обеспечивающие снижение травматизма и устранение возможности возникновения несчастных случаев. Мероприятия эти сводятся в основном к следующему:

· улучшение конструкции действующего оборудования с целью предохранения работающих от ранений;

· устройство новых и улучшение конструкции действующих защитных приспособлений к станкам, машинам и нагревательным установкам, устраняющим возможность травматизма; улучшение условий работы: обеспечение достаточной освещенности, хорошей вентиляции, отсосов пыли от мест обработки, своевременное удаление отходов производства, поддержание нормальной температуры в цехах, на рабочих местах и у теплоизлучающих агрегатов;

· устранение возможностей аварий при работе оборудования, разрыва шлифовальных кругов, поломки быстро вращающихся дисковых пил, разбрызгивания кислот, взрыва сосудов и магистралей, работающих под высоким давлением, выброса пламени или расплавленных металлов и солей из нагревательных устройств, внезапного включения электроустановок, поражения электрическим током и т. п.;

· организованное ознакомление всех поступающих на работу с правилами поведения на территории предприятия и основными правилами техники безопасности, систематическое обучение и проверка знания работающими правил безопасной работы;

· обеспечение работающих инструкциями по технике безопасности, а рабочих участков плакатами, наглядно показывающими опасные места на производстве и меры, предотвращающие несчастные случаи.

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР, ТОРО - техническое обслуживание и ремонтное обеспечение) - комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности производственного оборудования при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировке.

Проведение общих работ на ВС:

1. Авиационные работы осуществляются на основе договора между эксплуатантом гражданского воздушного судна и заказчиком.

2. Перечень авиационных работ и требования к их выполнению устанавливаются Основными правилами полетов в воздушном пространстве Республики Казахстан.

Сезонное ТО:

Сезонное обслуживание авиационной техники

Применительно к ЛА гражданской авиации установлены следующие виды технического обслуживания: оперативное, периодическое, сезонное, специальное, при хранении.

Сезонное ТО проводится 2 раза в год при переходе к эксплуатации в осенне-зимний и весенне-летний периоды. Современные типы ЛА, как правило, не требуют больших затрат труда на выполнение сезонного обслуживания, поэтому оно проводится совместно с очередной формой периодического ТО. Сезонное ТО предусматривает дефектацию и полное восстановление защитных покрытий, устранение мелких повреждений и коррозии на деталях планера и шасси, регулировку натяжения тросовых проводок, проверку работоспособности противообледенительных систем и сигнализаторов обледенения, дефектацию и ремонт чехлов и заглушек и другие работы.

При помощи миниатюрных геолокаторов, прикрепленных к ногам 11 полярных крачек, удалось проследить маршруты ежегодных перелетов этих птиц, проводящих северное лето в Арктике, а южное - в Антарктике. Исследование утвердило за крачками титул чемпионов по дальности миграций. Они пролетают до 80 000 км в год - вдвое больше, чем предполагалось. За свою 30-летнюю жизнь крачки покрывают расстояние, равное трем полетам на Луну и обратно.

Сезонные перелеты птиц традиционно изучаются при помощи кольцевания и наблюдений по маршруту миграции. Эти методы позволяют выяснить пути миграции лишь в самых общих чертах. Настоящая революция в данной области началась с появлением компактных электронных геолокаторов - приборов, позволяющих отслеживать перемещения отдельных птиц. До самого недавнего времени эти исследования были ограничены крупными видами (весом более 400 г), и лишь в последние годы появилась возможность изготовить совсем крошечные геолокаторы, которые не отягощают даже маленьких птичек, таких как полярная крачка, весящая около 125 г.

Интерес исследователей к этой птице связан с тем, что она издавна считалась величайшим путешественником среди всех живых существ. Полярная крачка - единственный вид птиц, который гнездится в высоких широтах Северного полушария, преимущественно в Арктике, а зиму проводит в Антарктике. По приблизительным оценкам, полученным при помощи традиционных методов, выходило, что крачки пролетают около 40 000 км в год.

Чтобы выяснить реальные маршруты и дальность перелетов полярных крачек, группа орнитологов из Дании, Польши, Великобритании и Исландии воспользовалась сверхминиатюрными полутораграммовыми геолокаторами. Вместе с пластиковым колечком, которое надевалось на ногу птицы и к которому крепился прибор, устройство весило всего 2 грамма - менее 2% веса взрослой крачки.

Птиц ловили в период гнездования, в июне–июле 2007 года, в двух точках: на острове Сэнд у северо-восточного побережья Гренландии (74°43’ с.ш., 20°27’ з.д.) и на острове Флатей в Брейдафьорде на западе Исландии (65°22’ с.ш. 22°27’ з.д.). Всего геолокаторами снабдили 70 птиц: 50 гренландских и 20 исландских. Следующим летом в тех же точках авторы пытались поймать окольцованных птиц. В Гренландии они насчитали 21 птицу с геолокаторами, но поймать удалось только 10. В Исландии видели 4 окольцованные птицы, из которых поймать сумели одну. Это не значит, что остальные птицы погибли в пути. Крачки возвращаются в начале лета примерно в тот же район, откуда улетели осенью, но не обязательно в ту же точку. Пара сотен километров вообще не расстояние для крачек, в отличие от орнитологов, которые передвигались по северо-восточной Гренландии на собачьих упряжках, предоставленных им гренландской санно-патрульной службой (см. The Sirius Sledge Patrol).

Геолокаторы фиксировали изменения освещенности в реальном времени в течение всего года. По этим данным можно определить время восхода и заката и продолжительность дня, что в большинстве случаев позволяет вычислить географическое положение птицы с точностью до 170–200 км. Трудности возникают, лишь когда птицы находятся в очень высоких широтах (полярный день), а также во время равноденствий, когда продолжительность дня одинакова на всех широтах и по световым данным можно определить только долготу.

Оказалось, что крачки летят осенью на юг не спеша, с двумя продолжительными остановками, причем маршрут исландской птицы ничем не выделялся среди остальных. Птицы покинули места гнездовий в середине августа и вскоре достигли района первой остановки - в северной Атлантике к востоку от Ньюфаундленда. Здесь крачки провели от 10 до 30 дней. В этом районе северные высокопродуктивные воды смешиваются с южными, более теплыми и менее продуктивными. Исландская крачка двинулась дальше на юг 1 сентября, гренландские последовали за ней 5–22 сентября. У западного побережья Африки маршруты разошлись: семь птиц продолжили путь вдоль Африки, а четыре пересекли Атлантику и направились на юг вдоль берегов Бразилии. Обе группы птиц ненадолго задержались на 38–40 градусах южной широты. Из семи птиц, избравших африканский маршрут, три улетели далеко на восток, в Индийский океан. Все птицы прибыли к месту зимовья - кромке антарктических льдов - между 5-м и 30 ноября. Весь путь на юг занял от 69 до 103 дней, средняя скорость миграции - 330 км в день.

Большую часть антарктического лета птицы провели в районе моря Уэдделла, где очень много антарктического криля . В обратный путь на север крачка из Исландии отправилась 3 апреля, гренландские - 12–19 апреля. Теперь они летели быстрее, без долгих остановок и вдали от берегов, почти над серединой Атлантики. Продолжительность перелета к местам гнездовья составила 36–46 дней, средняя скорость - 520 км в день.

Исследование показало, что прежние оценки общего расстояния, пролетаемого крачками за год, были занижены вдвое. На самом деле эти удивительные птицы преодолевают в год от 59 500 до 81 600 км (в среднем 71 000), без учета передвижений в период гнездования. Поскольку крачки живут более 30 лет (официально зарегистрированный рекорд - 34 года), за свою жизнь они могут пролететь около двух с половиной миллионов километров. Это соответствует трем полетам на Луну и обратно или 60 виткам вокруг экватора.

Ранговые бои стартовали 19 февраля в 5:00 (МСК) и продлятся до 12 марта 5:00 (МСК) . Подробный регламент вы можете узнать по ссылке:

Одна цель, один этап

Начиная со следующего, сезон ранговых боёв станет беспрерывным. Новый сезон будет состоять всего из одного этапа, поэтому больше не нужно будет сидеть за компьютером день напролёт, чтобы достигнуть максимального ранга за неделю. Теперь у вас будет 21 день и целых 15 последовательных рангов.

Защита ранга

Как вы уже знаете, в новом сезоне будет 15 рангов (чем выше достигнутый ранг, тем лучше). Ранг 1 и 15 не сгорают. Однако сезон будет длинным и напряжённым, поэтому мы вводим систему «Защита ранга» , которая будет гарантировать безопасность определённых рангов и даёт вам право на ошибку.

Как это будет работать: ранг 5, 10 и 13 будут иметь защиту (буквально), которая позволит не терять ранг, даже если согласно правилам это должно было случиться. Эта система позволит нам простить вам некоторые ошибки, а вам — собраться перед следующим рывком. Защита разрушаемая. Прежде чем защита разрушится и вы потеряете ранг, вам будет прощено определённое количество поражений.

  • Ранг 5 допускает 3 поражения.
  • Ранг 10 допускает 2 поражения.
  • Ранг 13 допускает 1 поражение.

Помните, что каждое поражение будет снижать защиту ранга на одно очко. Однако даже получения одного шеврона будет достаточно для полного восстановления прочности защиты.

Победителю достанется всё

Шевроны всё ещё определяют прогресс по рангам, и мы изменили их распределение, чтобы мотивировать вас.

По итогам боя шевроны будут получать 10 лучших игроков победившей команды и всего 1 лучший игрок проигравшей команды. Однако, если вы попали в тройку лучших игроков победившей команды, вы получите дополнительный шеврон. Если вы оказались среди худших 10 игроков проигравшей команды, вы потеряете один шеврон. При всех остальных занятых позициях количество ваших шевронов сохраняется. Такая система позволит хорошим игрокам зарабатывать ранги быстрее, обеспечивая дополнительную мотивацию для эффективной игры.

Вот как это будет выглядеть:


Рейтинг

Чтобы гарантировать себе место в рейтинге, вам нужно будет заработать как минимум 6 очков ранга, что означает достижение 6-го ранга. Дальнейшее продвижение будет сложнее, чем кажется. Как и раньше, вы будете получать одно очко за получение каждого нового ранга. После получения 15-го ранга каждые 5 шевронов, заработанные на конкретной машине, будут давать дополнительное очко ранга и 25 . А начиная с этого сезона вы сможете следить за своей позицией в рейтинге как в игре, так и на нашем портале.

Особые награды будут ожидать участников ранговых боёв: они будут зависеть от ваших успехов в сезоне. Поэтому важно демонстрировать хорошую игру как лично, так и в команде!

О наградах

Поскольку следующий сезон будет единым соревнованием, этапных наград не будет. Однако награды за получения рангов останутся и будут пересмотрены, чтобы оправдывать ваши усилия и мотивировать двигаться вперёд. Например, дойдя до 9-го ранга вы суммарно заработаете до 1 500 , и, чем выше ранг, тем крупнее будет становиться награда. За достижение 15-го ранга вы получите суммарно 4 500 и более 3 500 000 .


Мы также пересмотрим награды по окончании сезона, чтобы вы получили достойное поощрение в золоте, бонах и днях премиум аккаунта. А за попадание в каждую из лиг вы гарантированно получите уникальные стили и нашивки


Сокращённый список карт

Предыдущий сезон показал, что некоторые карты плохо подходят под требования ранговых боёв. По этой причине мы обновили список доступных карт, убрав из ротации «Эрленберг» и «Топь».

Доступные карты: «Карелия», «Малиновка», «Химмельсдорф», «Прохоровка», «Энск», «Ласвилль», «Рудники», «Мурованка», «Линия Зигфрида», «Монастырь», «Вестфилд», «Песчаная река», «Эль-Халлуф», «Аэродром», «Фьорды», «Рыбацкая бухта», «Заполярье», «Хайвей», «Тихий берег», «Тундра», «Виндсторм», «Париж», «Промзона».

Мы ввели все эти изменения, чтобы сделать победу более ценной, достойно вознаградить самых эффективных игроков, а распределение по рангам сделать соответствующим вашим игровым навыкам. Теперь ваш ход: участвуйте в ранговых боях и расскажите, получилось ли у нас, с помощью отзывов на форуме!

В связи с непрекращающимися боестолкновениями в разных странах мира экраны телевизоров постоянно транслируют репортажи новостей из той или иной горячей точки. И очень часто звучат тревожные сообщения о боевых действиях, в ходе которых активно задействованы различные реактивные системы залпового огня (РСЗО). Человеку, никоим образом не связанному с армией или военными, трудно ориентироваться в широком многообразии всевозможной боевой техники, поэтому в этой статье мы подробно расскажем простому обывателю про такие машины смерти, как:

  • Тяжёлая огнемётная система на базе танка (ТОС) - реактивная система залпового огня "Буратино" (нечасто используемое, но весьма действенное орудие).
  • Реактивная система залпового огня (РСЗО) "Град" - широко использующееся
  • Модернизированная и усовершенствованная "сестра" РСЗО "Град" - реактивная (которую СМИ и обыватели зачастую называют "Тайфун" из-за используемых в боевой машине шасси от грузовика "Тайфун").
  • Система залпового огня - мощное оружие с большим радиусом действия, применяющееся для поражения практически любых целей.
  • Не имеющая аналогов во всём мире, уникальная, вызывающая благоговейный ужас и применяющаяся для тотальной аннигиляции реактивная система залпового огня (РСЗО) "Смерч".

"Буратино" из недоброй сказки

В относительно далёком 1971 году, в СССР, инженеры из "Конструкторского бюро транспортного машиностроения", расположенного в Омске, представили очередной шедевр военной мощи. Это была тяжёлая огнемётная система залпового огня "Буратино" (ТОСЗО). Создание и последующее совершенствование этого огнемётного комплекса хранились под грифом "совершенно секретно". Разработки длились 9 лет, и в 1980 году боевой комплекс, представляющий собой своеобразный тандем танка Т-72 и пусковой установки с 24 направляющими, был окончательно утверждён и поставлен в Вооруженные силы Советской Армии.

"Буратино": применение

ТОСЗО "Буратино" используется для поджога и значительного повреждения:

  • техники противника (за исключением бронированной);
  • многоэтажных зданий и других строительных объектов;
  • различных защитных сооружений;
  • живой силы.

РСЗО (ТОС) "Буратино": описание

Как реактивные системы залпового огня "Град" и "Ураган", ТОСЗО "Буратино" впервые применялся в Афганской и во второй Чеченской войнах. По данным 2014 года, такие боевые машины есть у военных сил России, Ирака, Казахстана и Азербайджана.

Система залпового огня "Буратино" характеристики имеет такие:

  • Вес ТОС с полным набором для ведения боя составляет около 46 тонн.
  • Длина "Буратино" - 6,86 метра, ширина - 3,46 метра, высота - 2,6 метра.
  • Калибр снарядов составляет 220 миллиметров (22 см).
  • Для стрельбы используются неконтролируемые реактивные снаряды, которыми невозможно управлять после того, как они выпущены.
  • Наибольшая дистанция стрельбы - 13,6 километра.
  • Максимальная площадь поражения после произведения одного залпа - 4 гектара.
  • Численность зарядов и направляющих - 24 штуки.
  • Прицельность залпа осуществляется прямо из кабины с помощью специальной системы управления огнём, которая состоит из и прицела, датчика крена и баллистического вычислителя.
  • Снаряды для комплектации РОСЗО после проведенных залпов выполняются посредством транспортно-заряжающей (ТЗМ) машины модели 9Т234-2, с краном и заряжающим устройством.
  • Управляют "Буратино" 3 человека.

Как видно из характеристик, всего один залп "Буратино" способен превратить 4 гектара в пылающий ад. Впечатляющая мощь, не так ли?

Осадки в виде "Града"

В 1960 году монополист СССР по производству реактивных систем залпового огня и других орудий массового поражения НПО "Сплав" запустил очередной секретный проект и приступил к разработке совершенно новой на тот момент РСЗО под названием "Град". Внесение коррективов длилось 3 года, и в ряды Советской Армии РСЗО поступила в 1963, но на этом её усовершенствование не прекратилось, оно продолжилось вплоть до 1988 года.

"Град": применение

Как и РСЗО "Ураган", система залпового огня "Град" показала в бою настолько хорошие результаты, что, несмотря на свой "преклонный возраст", продолжает широко использоваться и поныне. "Град" применяется для нанесения весьма внушительного удара по:

  • артиллерийским батареям;
  • любой военной технике, включая бронированную;
  • живой силе;
  • командным пунктам;
  • военно-промышленным объектам;
  • зенитным комплексам.

Помимо ВС Российской Федерации, система реактивного залпового огня "Град" есть на вооружении практически всех стран мира, включая едва ли не все континенты земного шара. Наибольшее количество боевых машин этого типа находится в США, Венгрии, Судане, Азербайджане, Белоруси, Вьетнаме, Болгарии, Германии, Египте, Индии, Казахстане, Иране, Кубе, Йемене. Системы залпового огня Украины также содержат в себе 90 единиц "Града".

РСЗО "Град": описание

Реактивная система залпового огня "Град" характеристики имеет следующие:

  • Суммарный вес РСЗО "Град", готовой к бою и укомплетованной всеми снарядами, - 13,7 тонны.
  • Длина РСЗО - 7,35 метра, ширина - 2,4 метра, высота - 3,09 метра.
  • Калибр снарядов составляет 122 миллиметра (чуть более 12 см).
  • Для стрельбы используются базовые ракеты калибром 122 мм, а также осколочные бризантные ВВ снаряды, химические, зажигательные и дымовые боеголовки.
  • от 4 до 42 километров.
  • Максимальная площадь поражения после произведения одного залпа - 14,5 гектара.
  • Один залп осуществляется всего за 20 секунд.
  • Полная перезарядка РСЗО "Град" длится около 7 минут.
  • Реактивная система приводится в боевое положение не более, чем за 3,5 минуты.
  • Перезарядка РСЗО возможна только с использованием транспортно-заряжающей машины.
  • Прицел реализуется при помощи орудийной панорамы.
  • Управляют "Градом" 3 человека.

"Град" - это система залпового огня, характеристики которой и в наше время получают высший балл у военных. За всё время своего существования она применялась в Афганской войне, в боестолкновениях между Азербайджаном и Нагорным Карабахом, в обеих Чеченских войнах, в период военных действий в Ливии, Южной Осетии и Сирии, а также в гражданской войне в Донбассе (Украина), вспыхнувшей в 2014 году.

Внимание! Приближается "Торнадо"

"Торнадо-Г" (как было указано выше, эту РСЗО иногда называют ошибочно "Тайфун", поэтому для удобства здесь приводятся оба названия) - система залпового огня, которая является модернизированным вариантом РСЗО "Град". Над созданием этого мощного гибрида работали инженеры-конструкторы завода "Сплав"". Разработки начались в 1990 году и длились 8 лет. Впервые возможности и мощь реактивной системы продемонстрировались в 1998 году на учебном полигоне недалеко от Оренбурга, после чего было решено ещё более усовершенствовать эту РСЗО. Чтобы получить окончательный результат, разработчики в течение последующих 5 лет улучшали "Торнадо-Г" ("Тайфун"). Система залпового огня была зачислена на вооружение Российской Федерации в 2013 году. На данный момент времени эта боевая машина есть только на вооружении РФ. "Торнадо-Г" ("Тайфун") - система залпового огня, аналогов которой нигде нет.

"Торнадо": применение

РСЗО используется в бою для сокрушения таких целей, как:

  • артиллерия;
  • все виды техники противника;
  • военные и промышленные сооружения;
  • зенитные комплексы.

РСЗО "Торнадо-Г" ("Тайфун"): описание

"Торнадо-Г" ("Тайфун") - система залпового огня, которая за счёт усиленной мощности боеприпасов, большей дальнобойности и встроенной системы спутникового наведения превзошла свою так называемую "старшую сестру" - РСЗО "Град" - в 3 раза.

Характеристики:

  • Вес РСЗО в полной комплектации составляет 15,1 тонны.
  • Длина "Торнадо-Г" - 7,35 метра, ширина - 2,4 метра, высота - 3 метра.
  • Калибр снарядов составляет 122 миллиметра (12,2 см).
  • РСЗО "Торнадо-Г" универсальна тем, что, помимо базовых снарядов от РСЗО "Град", можно использовать боеприпасы нового поколения с отделяющимися боевыми кумулятивными элементами, заполненными кассетными взрывающимися элементами, а также
  • Дальность выстрела при благоприятных ландшафтных условиях достигает 100 километров.
  • Максимальная площадь, подвергающаяся разрушению после произведения одного залпа, - 14,5 гектара.
  • Количество зарядов и направляющих - 40 штук.
  • Прицел осуществляется при помощи нескольких гидравлических приводов.
  • Один залп осуществляется за 20 секунд.
  • Смертоносная машина готова к работе в течение 6 минут.
  • Стрельба производится с помощью дистанционной установки (ДУ) и всецело автоматизированной системы управления огнём, размещённой в кабине.
  • Экипаж - 2 человека.

Свирепый "Ураган"

Как это происходило с большинством РСЗО, история "Урагана" началась ещё в СССР, а точнее, в 1957 году. "Отцами" РСЗО "Ураган" стали Ганичев Александр Никитович и Калачников Юрий Николаевич. Причём первый сконструировал саму систему, а второй разработал боевую машину.

"Ураган": применение

РСЗО "Ураган" разработан для того, чтобы разбить такие цели, как:

  • артиллерийские батареи;
  • любая техника противника, включая бронированную;
  • живая сила;
  • всевозможные строительные объекты;
  • ракетно-зенитные комплексы;
  • тактические ракеты.

РСЗО "Ураган": описание

В первый раз "Ураган" применили в Афганской войне. Говорят, что моджахеды до обморока боялись эту РСЗО и даже дали ей грозное прозвище - "шайтан-труба".

К тому же система залпового огня "Ураган", характеристики которой вызывают у солдат уважение, побывала в боестолкновениях в ЮАР. Именно это сподвигло военных Африканского континента производить разработки в области РСЗО.

На данный момент эта РСЗО состоит на вооружении у таких стран, как: Россия, Украина, Афганистан, Чехия, Узбекистан, Туркмения, Белорусь, Польша, Ирак, Казахстан, Молдавия, Йемен, Киргизия, Гвинея, Сирия, Таджикистан, Эритрея, Словакия.

Система залпового огня "Ураган" характеристики имеет такие:

  • Вес РСЗО в полной комплектации и в боевой готовности - 20 тонн.
  • Длина "Урагана" - 9,63 метра, ширина - 2,8 метра, высота - 3,225 метра.
  • Калибр снарядов составляет 220 миллиметров (22 см). Возможно использование снарядов с монолитной фугасной головной частью, с осколочно-фугасными элементами, с противотанковыми и противопехотными минами.
  • Дальность стрельбы составляет 8-35 километров.
  • Максимальная площадь поражения после произведения одного залпа - 29 гектар.
  • Количество зарядов и направляющих - 16 штук, сами направляющие способны вращаться на 240 градусов.
  • Один залп осуществляется за 30 секунд.
  • Полная перезарядка РСЗО "Ураган" длится около 15 минут.
  • Боевая машина переходит в боевое положение всего за 3 минуты.
  • Перезарядка РСЗО возможна только при взаимодействии с ТЗ-машиной.
  • Стрельба производится либо с помощью переносного пульта управления, либо же прямо из кабины экипажа.
  • Экипаж составляет 6 человек.

Как и система залпового огня "Смерч", "Ураган" работает в любых военных условиях, а также в том случае, когда противник использует ядерное, бактериологическое или Помимо этого, комплекс способен функционировать в любое время суток, независимо от сезона и колебаний температуры. "Ураган" способен исправно участвовать в боевых действиях как на морозе (-40°С), так и при изнуряющем зное (+50°С). В пункт назначения РСЗО "Ураган" можно доставить по воде, по воздуху или по железной дороге.

Смертоносный "Смерч"

Система залпового огня "Смерч", характеристики которой превосходят все имеющиеся РСЗО в мире, была создана в 1986 и поставлена на вооружение военных сил СССР в 1989 году. У этой могучей машины смерти по сей день не существует аналогов ни в одной из стран мира.

"Смерч": применение

Эта РСЗО используется редко, в основном для тотальной аннигиляции:

  • артиллерийских батарей всех типов;
  • абсолютно любой военной техники;
  • живой силы;
  • узлов связи и командных пунктов;
  • строительных объектов, включая военные и промышленные;
  • зенитных комплексов.

РСЗО "Смерч": описание

РСЗО "Смерч" имеется в вооружённых силах России, Украины, ОАЭ, Азербайджана, Белоруси, Туркмении, Грузии, Алжира, Венесуэлы, Перу, КНР, Грузии, Кувейта.

Система залпового огня "Смерч" характеристики имеет такие:

  • Вес РСЗО в полной комплектации и в боевом положении - 43,7 тонны.
  • Длина "Смерча" - 12,1 метра, ширина - 3,05 метра, высота - 3,59 метра.
  • Калибр снарядов впечатляет - 300 миллиметров.
  • Для стрельбы используются кассетные ракеты со встроенным блоком системы управления и дополнительным двигателем, который корректирует направление заряда на пути к цели. Предназначение снарядов может быть разным: от осколочных до термобарических.
  • Дистанция стрельбы РСЗО "Смерч" - от 20 до 120 километров.
  • Максимальная площадь поражения после произведения одного залпа - 67,2 гектара.
  • Количество зарядов и направляющих - 12 штук.
  • Один залп осуществляется за 38 секунд.
  • Полная переукомплектация РСЗО "Смерч" снарядами длится около 20 минут.
  • К боевым подвигам "Смерч" готов максимум за 3 минуты.
  • Перезарядка РСЗО осуществляется только при взаимодействии с ТЗ-машиной, оборудованной краном и заряжающим устройством.
  • Экипаж составляет 3 человека.

РСЗО "Смерч" - это идеальное орудие массового поражения, способное работать практически в любых температурных условиях, днём и ночью. Помимо этого, снаряды, выпущенные РСЗО "Смерч", падают строго вертикально, тем самым с лёгкостью разрушая крыши домов и бронированную технику. Укрыться от "Смерча" практически невозможно, РСЗО выжигает и уничтожает всё в радиусе своего действия. Конечно, это не мощь ядерной бомбы, но всё же тот, кто владеет "Смерчем", владеет миром.

Идея "мира во всём мире" - это мечта. И до тех пор, пока существуют РСЗО, недостижимая...

Весеннее возвращение рукокрылых нашей страны в родные края происходит в конце апреля - начале мая. Возвращаются зверьки дружно, иногда их прилет длится всего лишь несколько дней. А вот осенние миграции сильно растянуты по времени. Зверьки не торопятся оставить знакомые места. Как будто с неохотой покидают они родину. Впрочем, то же самое наблюдается и у других летающих мигрантов - птиц.

Кстати, интересно отметить одну особенность направления миграционных маршрутов наших рукокрылых. Очень часто их пути совпадают с путями перелетных птиц. И совпадают не только направления. Одинаковыми нередко оказываются и сроки миграций. Летучих мышей не раз встречали на пролетах в компании ласточек и стрижей. Такие совместные миграции возникают, вероятно, вследствие большого сходства пищевых потребностей этих животных. Сезонные колебания численности летающих насекомых привели к формированию и укреплению весьма сходных типов поведения летучих мышей и их дневных дублеров - насекомоядных птиц.

Установлено, что оседлые виды рукокрылых подвержены большей изменчивости, чем виды перелетные. То есть в пределах своего ареала они образуют гораздо больший разнообразных форм и подвидов. Причиной этому является географическая разрозненность, изоляция отдельных популяций "малоподвижных" видов. Напротив, животные, совершающие регулярные миграции, имеют возможность чаще встречаться со своими сородичами из других мест. Многие из них выбирают себе брачного партнера во время перелетов или в зимовальных скоплениях. Поэтому супружеские пары могут образовываться между зверьками из разных районов летнего обитания. Таким образом, происходит как бы перемешивание наследственных признаков вида, благодаря чему поддерживается его генетическая однородность. Несомненно, что для вида в целом такая перетасовка наследственной информации играет важную роль. Вид как целостная система оказывается более устойчивым, стабильным. В то же время оседлые рукокрылые, не обладая таким преимуществом, имеют другое - они способны в своих локальных местах обитания накапливать и передавать потомству те жизненно необходимые признаки, появления которых требует окружающая их среда. В результате этого накопления образуются новые, более приспособленные к данным условиям обитания формы животных. В таких случаях говорят о микроэволюции. А это первый шаг к макроэволюции, к видообразованию. Так что весьма трудно говорить определенно о том, какие виды - оседлые или перелетные - находятся в более выгодном положении. И тех и других природа не обидела, предоставив им право по-своему решать вопросы собственной эволюции.

Иногда резкие изменения погодных и климатических условий, а вместе с ними и снижение кормовых запасов вынуждают рукокрылых совершать незапланированные перелеты. Так, в Австралии в 1926-1927 годах была зарегистрирована внушительная по своим масштабам миграция крыланов. Она была связана с сильной засухой в ряде районов континента. Однажды в те годы тело мертвого крылана обнаружили даже в Новой Зеландии. Перед этим прошел сильный шторм, и, как полагают; путешествующий зверек, не справившись с ветром, был отнесен за сотни километров от родных мест.

Вообще перелеты с целью лучшего удовлетворения пищевых потребностей совершаются рукокрылыми очень часто, практически каждый день. Это так называемые суточные миграции. По протяженности своей они, конечно, не идут ни в какое сравнение с сезонными перелетами, однако в жизни рукокрылых имеют огромное значение. Ведь поиск пищи - это первостепенная, ежедневная необходимость для любого животного.

Гиганты мира рукокрылых - летучие лисицы да и многие другие крыланы регулярно кочуют по своим владениям, разыскивая места с хорошим урожаем плодов. Пальмовые крыланы, например, летают кормиться за 20- 30 километров от своих дневных насестов.

Дальность ночных полетов летучих мышей зависит от величины скоплений, которые они образуют на дневках в убежищах. Как правило, виды, предпочитающие селиться небольшими группами или поодиночке, на значительные расстояния летать не склонны. Летучие мыши, обитающие огромными колониями, не могут хорошо обеспечить себя кормом в непосредственной близости от убежища. Поэтому им приходится отправляться в дальние ночные путешествия. Примером таких миграций могут служить кормовые полеты длиннокрылое.

Особенно четко суточные миграции выражены у летучих мышей, живущих в предгорьях, которые прилегают к степным или пустынным районам. Лет позднего кожана из предгорий в степь наблюдал С. И. Огнев. "Этот лет,- пишет ученый,- похож на постоянную "тягу". В долине летучие мыши находят свою многочисленную добычу, сумеречных летающих насекомых, и после охоты за ними возвращаются опять в свои каменистые ущелья и пещеры".

Говоря о перелетах, нельзя не упомянуть об "инстинкте дома" рукокрылых. В последнее время стало модным другое слово - "хоминг". Что же подразумевается под этими терминами? Прежде всего привязанность зверьков к определенным местам обитания, к родным убежищам. А это, в свою очередь, неразрывно связано со способностью летучих мышей ориентироваться в пространстве.

Все имеющиеся сведения о хоминге летучих мышей удалось получить, применяя все тот же метод кольцевания. Окольцовывая зверьков на местах зимовок, ученые обратили внимание, что многие особи возвращаются в эти места и в последующие зимы. М. Эйзентраут провел такой эксперимент. Он отловил в одной из пещер два десятка зимующих больших ночниц, пометил их и перевез на расстояние 40 километров в другую пещеру. Новая квартира была подобрана не наобум. В ней проводили зимовку родственницы подопытных, тоже большие ночницы. Через год ученый посетил эту пещеру и не обнаружил там ни одной из своих знакомых. Зато в первом, родном для них убежище зимовало несколько окольцованных зверьков.

Привязанность летучих мышей к летним убежищам, как считает А. П. Кузякин, гораздо меньше, чем к зимним. Объясняется это "дефиците" мест, пригодных для зимовок. Однако и летом в большинстве случаев зверьки не желают расставаться с любимыми обжитыми квартирами.

Свои опыты с большими ночницами Н. Кастере описывает так: "Мы отлавливали в пещере 20-30 летучих мышей, кольцевали их, уносили на далекие расстояния и отпускали, наблюдая, сумеют ли эти животные найти пещеру, в которой обитали.

Что касается сравнительно коротких расстояний... (от 18 до 36 километров), мы не были особенно удивлены тем, что летучие мыши легко отыскивали свой дом. Окрыленные успехом, мы начали увеличивать расстояние". Постепенно наращивая это расстояние, исследователи дошли до отметки 300 километров. Все опыты были успешны. Ночницы ориентировались ничуть не хуже почтовых голубей. Интересно, что беременные самки оказались более склонны к возвращению, чем другие особи. Все они "стремились разрешиться от бремени,- пишет Кастере,- только в своей пещере... и нигде больше" 36. Однажды исследователям представился случай выпустить ночниц на расстоянии 700 километров от знакомых мест. Совершив ориентировочный полет по кругу, зверьки решительно направлялись в ту сторону, где находилась их родная пещера. Но, по всей видимости, достичь им ее не удалось. Во всяком случае при отловах в этой пещере их никогда не видели.

В последнем опыте удивительно то, что летучие мыши сразу довольна точно определяли нужное направление. Но, вероятно, способности к этому у разных видов неодинаковы. Например, обыкновенных копьеносов выпускали на расстоянии 20, 30 и 60 километров от их убежища. В первом случае животные летели прямо к дому, во втором - они испытывали заметное затруднение в выборе направления, однако ориентировались более или менее правильно. С самого дальнего расстояния копьеносы вообще не могли верно сориентироваться, направление их полета было чисто случайным.

Привязанность к своим убежищам и способность к ориентации зависят и от индивидуальных качеств зверьков. В опытах одна летучая мышь возвращалась домой многократно и с разных расстояний. А ее подруги пропадали из поля зрения исследователей на первом же этапе эксперимента, то есть после первого выпуска.

Было установлено, что способность возвращаться в свое убежище присуща и слепым животным. Лишенных зрения индианских ночниц выпускали на разных расстояниях от пещеры. Кроме того, вместе с ними были выпущены контрольные группы зрячих зверьков. Зрячие животные начали возвращаться с расстояния 8 километров в первую же ночь. Слепая летучая мышь, выпущенная с этого расстояния, была поймана в пещере на следующий день. С более дальних расстояний (40 и 60 километров) ослепленные зверьки возвращались только через несколько дней. Опыт показал, что летучие мыши, лишенные зрения, испытывают значительные трудности при ориентации и поэтому возвращаются намного медленнее, чем их зрячие собратья. Однако он показал еще и то, что зрение в этом деле играет далеко не последнюю роль, как считали раньше. Несмотря на слабое развитие органов зрения, некоторые виды летучих мышей, вероятно, имеют возможность использовать их для ориентации в своих полетах.

Что касается других видов, то тут много еще неясного, неисследованного. Миграционный лет молодых бухарских подковоносов наблюдал А. П. Кузякин: "Эти детеныши, едва научившиеся пользоваться своими крыльями, летят ночью, молча и на большом расстоянии один от другого. Говорить здесь о зрительной или механической ориентации, конечно, неубедительно".

Кстати, о хоминге молодых животных. Советские ученые, исследуя "инстинкт дома" у юных зверьков, пришли к выводу, что проявление этого инстинкта начинается уже в возрасте одного-двух месяцев. Молодых летучих мышей испытывали отдельно от взрослых, чтобы исключить возможность перенимания опыта, а также возможность совместного полета. С расстояния в пределах 10 километров молодежь возвращалась ничуть не хуже взрослых. Но постепенное увеличение расстояния приводило к тому, что количество вернувшихся молодых зверьков уменьшалось. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Ведь мы знаем, что опыт приходит с годами.