Навесное оборудование: повышаем эффективность мотоблока «Каскад. Мотоблок «Каскад»: технические характеристики Что делать если

Мотоблоки отечественного производства торговой марки «Каскад» заслужили хорошую репутацию и на протяжении не менее чем десятка лет являются одними из самых востребованных у селян и дачников. Такое признание не пришло само собой. Мотоблоки «Каскад» производятся в соответствии с техническими требованиями и международными стандартам качества «ISO-9002».

Они оснащены рулём, который регулируется по высоте и в горизонтальной плоскости, что позволяет произвести регулировку под свой рост, а также развернуть его в сторону, чтобы не топтать обработанную землю. Низко расположенный центр тяжести позволяет экономить силы при работе. О прочих особенностях мотоблока «Каскад» – далее.

Мотоблоки «Каскад» выпускаются в городе Перми. Их производителем является ОАО «Редуктор-ПМ» (ПМ – Пермские Моторы), входящее в состав предприятия «Авиационные редуктора и трансмиссии – ПМ».

Этот завод, входящий в состав Военно-промышленного комплекса России, ведёт свою историю с 1951-го года, и специализируется на производстве и послепродажном обслуживании редукторов и трансмиссий для вертолётов отечественного производства.

Павильон ОАО «Редуктор-ПМ» на международной выставке вертолётной индустрии «HeliRussia».

Мотоблоки появились в списке продукции предприятия в 1995-м году и стали одним из немногих конкретных проявлений модного в те времена термина «конверсия» (т.е. переход военной промышленности на выпуск сугубо гражданской продукции).

Основная функция мотоблока «Каскад» – это предпосевная обработка почвы. В комплекте с соответствующими навесными орудиями мотоблок предназначен для поверхностной вспашки, рыхления и культивации почвы; выравнивания участков, предназначенных под посев. В последующем «Каскад» пригодится для окучивания кльтурных растений и междурядной обработки.

Кроме того, мотоблоки «Каскад» успешно работают с самым широким спектром дополнительного навесного оборудования – различными фрезами, окучниками, мотоблочными лопатами, выкапывателями, прицепами-тележками. Крепление навесного оборудования к мотоблоку осуществляется посредством специальных «металлических пальцев», обеспечивающих хорошую надёжность и достаточную жёсткость сцепки.

В списке приводного оборудования, доступного для использования с «Каскадами», значатся: роторные снегоуборщики, водяные насосы, сенокосилки, механические картофелесажалки, кормодробилки. В этих случаях подача полезного усилия осуществляется от силовой установки. Приводное оборудование устанавливается спереди мотоблока и работает посредством дополнительной ременной передачи.

Мотоблок «Каскад» состоит из четырёх основных элементов: двигатель, трансмиссия, ходовая часть и органы управления. К ходовой части можно отнести и саму металлическую трубчатую раму мотоблока с закреплёнными на ней колёсами. Важная особенность «Каскада» – это возможность изменения его колеи, то есть межколёсного пространства, в процессе работы.

Колёса на данных мотоблоках используются как резиновые пневматические, так и резиновые литые, а также утяжелённые металлические. Можно применять мотоблок «Каскад» и без колёс – с фрезами-культиваторами. Культиватор для «Каскада» – «КМБ 1.002.000» – имеет диаметр 350 мм и обеспечивает роторную культивацию почвы на глубину 20 см, с шириной захвата от 45 см (при установке двух фрез) и до 93 см (при установке четырёх фрез).

Функцию передачи колёсам крутящего момента от двигателя выполняет трансмиссия мотоблока. Она состоит из сцепления, коробки передач и цепного редуктора. Эти отдельные элементы трансмиссии устанавливаются на мотоблоках «Каскад» как по отдельности, так и в едином блоке. Другие рабочие функции трансмиссии мотоблока – помощь в регулировке скорости работы и обеспечении его поворотов в процессе движения по обрабатываемому участку.

Любой из двигателей внутреннего сгорания на мотоблоках «Каскад» – бензиновый, карбюраторный, одноцилиндровый, четырёхтактный, с воздушным охлаждением. Зажигание – электронное бесконтактное. Свеча зажигания – типа «А11-1 ОСТ 37.003.081-98».

Запуск двигателя осуществляется ручным пусковым устройством с вытяжным шнурком. Уровень шума на рабочем месте оператора мотоблока составляет, по данным производителя, 89 дБА. Уровень вибрации на органах управления (локальная вибрация) не превышает 135 дБА.

За годы производства на данную технику пробовали устанавливать, схожие по техническим характеристикам, как отечественные моторы, собственного производства пермского завода, так и китайские «Бриггс энд Страттон», «Хонда». (Да, «Briggs&Stratton» – это американская компания, а «Honda» – японская, но делают двигатели для мотоблоков данных марок в КНР). Постепенно моторы российского производства остались в прошлом, и «Каскады» последних лет выпуска все оснащены китайскими «движками».

Двигатели «ДМ-66» и «ДМ-68» отечественного производства представляют собой гильзованные одноцилиндровые OHV-моторы с верхним расположением клапанов. Встроенный автоматический декомпрессор обеспечивает небольшие усилия при запуске. Рабочий объём двигателей «ДМ-66» и «ДМ-68» составляет 317 кубических сантиметров. Данные моторы работают на любом бензине – Аи-80, Аи-92, Аи-95.

Объем масляного картера двигателей «ДМ-66» и «ДМ-68» – 1,4 л. Ориентация коленчатого вала – горизонтальная. Диаметр цилиндра – 76 миллиметров. Максимальный крутящий момент составляет 14,2 Н.м. Габаритные размеры – 45х41х43 см. Вес – 28 кг. Средний расход топлива находится в пределах двух литров за час.

Двигатели «Briggs&Stratton» серий «INTEK I/C» и «Vanguard OHV», также одноцилиндровые, похожей с «ДМ» конструкции, имеют рабочий объём 208 кубических сантиметров и номинальную мощность 4,8 кВт (6,5 л.с.). Диаметр цилиндра составляет 68 мм. Максимальный крутящий момент – 12,6 Н.м. Габаритные размеры – 32х38х35 см.

Характерно, что показатели мощности, согласно официальному сайту компании, установлены «по оценке «Briggs&Stratton».

Многие небезосновательно считают лучшими из мотоблоков «Каскад» те, что оснащены двигателем «Хонда». И на самом деле, мотор «Honda GХ-200» является, пожалуй, самым распространённым «движком» в мире мотоблоков – как отечественного, так и азиатского производства; выпускается не один десяток лет и имеет практически безупречную репутацию.

У мотора «Honda GХ-200» – действительно высокий КПД работы и медленный износ деталей. Он отличается и меньшим расходом горючего – не 2, а 1,7 или даже 1,5 литра бензина в час в среднем. Рабочий объём двигателя «Хонда» составляет 196 кубических сантиметров; максимальная мощность – 6,5 лошадиных сил (при 3600 об/мин). Диаметр цилиндра – 68 мм; максимальный крутящий момент – 12,4 Н.м. Габаритные размеры – 32х38х35 см.

В последние годы на рынке преобладает вариант мотоблока «Каскад», оснащённый более дешёвым аналогом двигателя «Honda GХ-200» – также китайского производства мотор «Лифан», модель «Lifan 168F-2».

Сцепление мотоблоков «Каскад» – ременное. Механизм сцепления функционирует на основе ременного натяжения передачи клиноременного типа. Редуктор (используется двух видов, заводские индексы «005.45.7700» и «005.45.7530» на данном мотоблоке – цепного типа, двухскоростной

Производитель отмечает, что редуктор на мотоблоке «Каскад» установлен усиленный, его выходной вал крепится на подшипниках большого диаметра. Это обеспечивает высокую устойчивость механизмов к вибрациям и ударам.

Цепной редуктор мотоблока «Каскад».

В стандартной комплектации на мотоблоках «Каскад» установлены шины пневматические 4.00-10, модели ТУ 38.304-13-13-92; либо литые, массивные, с каналами по боковинам, 5.00L-12, модели Ф-232 ТУ 38.304-13-05-92.

  • фрезы, которые позволяют обрабатывать землю на полосе шириной от 45 до 93 сантиметров. Если земля не относится к категории целинных или особо твёрдых почв, то есть смысл надставить к двум штатным фрезам ещё две дополнительные, увеличив более чем в два раза полосу единовременно обрабатываемой земли.
  • окучиватель. Очень удобное и полезное оборудование, значение которого оценит любой, кто попробовал его в действии. Не просто уничтожает сорняки в междурядном пространстве, но и подсыпает землю к стеблям и корням культурных растений, помогая им развиваться и расти.
  • плоскорез. Не только рыхлит землю, но и измельчает корни сорных растений, снижая трудозатраты на дальнейшую прополку участка.
  • прицеп-тележка. Конечно, скорость передвижения мотоблока очень мала, но, в любом случае, лучше перевозить мешки с картошкой или другой тяжёлый или грязный груз в тележке, а не перетаскивать «на своём горбу». То же самое – строительный мусор, различные инструменты и материалы. Прицеп рассчитан на нагрузку до 600 килограммов.

  • кормодробилка. Избавляет от необходимости везти зерно на мельницу, чтобы смолоть его в дроблёнку. Удобно и разумно готовить дроблёнку для каши свиньям и другому скоту прямо на своём скотном дворе.
  • косилка. Тот, кто пробовал накосить обычной косой и заготовить сена на зиму для кормления даже всего только одной коровы с телёнком, в курсе, какой это долгий и нелёгкий труд. Косилка снижает трудозатраты и время на заготовку сена в несколько раз.
  • водяной насос. Если поблизости от огорода есть речка или другой водоём, то почему бы не протянуть туда шланг и не установит насос. Особенно, если с водоснабжением в летний период случаются перебои. Мотоблок «Каскад» обеспечит такой сильный и устойчивый напор воды, что полив огорода займёт совсем немного времени. Нужно только запастись специальной насадкой-разбрызгивателем на шланг, чтобы не размывало землю вместе с культурными растениями.
  • снегоуборщик. Расчищать сугробы после обильного снегопада лопатой приятно только первые 10-15 минут данной работы. С помощью мотоблока процесс пойдёт несоизмеримо быстрее и эффективнее.
  • сажатель и выкапыватель картофеля. Селяне подтвердят, что, если сажать картошку с помощью обычной лопаты – это ещё не самое трудоёмкое дело, то вотвыкапывать – это уже тяжкий и упорный труд. Более половины трудозатрат, при условии использования соответствующего оборудования, будет переложено на «металлические плечи» мотоблока.

За годы производства ОАО «Редуктор-ПМ» вывело на рынок такое количество модификаций мотоблока «Каскад», что, на первый взгляд, кажется, что их слишком много и в них можно запутаться. Однако это не так. На самом деле, всё просто. Нужно только «прочитать» буквенные и цифровые обозначения в заводских индексах данных мотоблоков.

МБ6 – модель с отечественным двигателем («ДМ66» или «ДМ68»). МБ61 – модель с двигателем иностранного производства («Briggs&Stratton» или «Honda»).

01 – рулевое управление штанговое. 02 – поворотная рулевая колонка, позволяющая регулировать положение руля в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

В редукторе серии 04 выходной вал редуктора установлен на игольчатых подшипниках. В редукторах серий 05, 06, 07 выходной вал редуктора установлен на шариковых подшипниках.

Также редукторы серий 05 и 06 обеспечивают пониженную скорость на первой передаче, что даёт ряд преимуществ, например, при работе с косилкой и снегоуборщиком позволяет более качественно косить траву и убирать снег.

В редукторах серии 06, 07 также применён механизм разобщения выходных валов, что облегчает управление мотоблоком при поворотах, повышает его маневренность при использовании в качестве транспортного средства и при культивации почвы.

Базовые варианты, на основе которых сделаны все модификации мотоблоков «Каскад»:

  • Мотоблок «Каскад МБ 6-84» – с двигателем «ДМ-66» 6 лошадиных сил, и стандартной трансмиссией. Объём бензобака: 4,5 литра. Масса: 103 кг.
  • Мотоблок «Каскад МБ 6-82» – с двигателем «ДМ-68» , 6 лошадиных сил, и усиленной трансмиссией. Объём бензобака: 3,3 литра. Масса: 103 кг.
  • Мотоблок «Каскад МБ 61-122» – с двигателем «Briggs&Stratton INTEK I/C» , 6,5 лошадиных сил, и усиленной трансмиссией. Объём бензобака: 3,6 литра. Масса: 94,5 кг.
  • Мотоблок «Каскад МБ61-22/01» – с двигателем «Honda GX200» , 6,5 лошадиных сил, и усиленным редуктором. Объём бензобака: 3,6 литра. Масса: 94,5 кг.
  • Мотоблок «Каскад МБ61-104» – с двигателем «Briggs&Stratton Vanguard OHV » , 6,5 лошадиных сил, и стандартной трансмиссией. Объём бензобака: 4,5 литра. Масса: 96,5 кг.

Каждая из модификаций мотоблока «Каскад» обеспечивает стандартную глубину обработки почвы до 26 сантиметров. Ширина обработки во время движения мотоблока составляет 45, 60 или 95 сантиметров.

Габаритные размеры и показатели массы:

  • Длина – 1500 мм (+/-30 мм); Ширина – 590 мм (+/-30 мм); Высота – 1150 мм (+/- 50 мм). – В рабочем положении.
  • Длина – 970 мм (+/-30 мм); Ширина – 450 мм (+/-30 мм); Высота – 935 мм (+/- 50 мм). – В транспортном положении.
  • Ширина колеи: без удлинителей – 350 мм; с удлинителями – 610 мм.
  • Дорожный просвет – 140 мм.
  • Наименьший радиус поворота мотоблока – 1,1 м.
  • Угол поворота руля: в горизонтальной плоскости вправо/влево – 180°/45°; в вертикальной плоскости вверх/вниз – 170°/100°.
  • Количество фиксированных положений руля: в горизонтальной плоскости – 24; в вертикальной плоскости – 36.
  • Масса мотоблока, максимальная – 103 кг (с колёсами); 85 кг (с фрезами-культиваторами).

Расчётная скорость движения мотоблока, при частоте вращения коленчатого вала 300 оборотов в минуту:

  • Вперёд, на первой передаче – 3,04…4,29 км/ч;
  • Вперёд, на второй передаче – 10,30…11,09 км/ч;
  • Назад – 3,04…4,29 км/ч.

Мотоблоки Каскад можно смело назвать одними из наиболее распространенных «технических помощников» на территории нашей страны. Производители постарались на славу и оснастили свое изделие всем необходимым для получения мультифункционального агрегата на все случаи жизни.

Многие владельцы отмечают высокое качество сборки, компактность техники и ее конструкционную доступность. Сам процесс создания моделей происходит на пермском заводе «Редуктор», поэтому мотоблок полностью соответствует специфике стандарта ISO 9002.


Каждая версия устройства состоит из 4х базовых узлов: трансмиссии, силовой установки, ходовой части и элементов управления. Агрегат нередко комплектуется самыми разными двигателями.

Что касается ходовой части, то она состоит из рамы с вмонтированными в нее ведущими колесами и узлами. Линейки мотоблоков Каскад отличаются возможностью самостоятельного определения межколесного расстояния.
Более того, агрегат нередко сопровождается мощными пневматическими колесами с агрессивными протекторами. Создатели техники также предусмотрели специфику хранения объекта и дополнили конструкцию специальными металлическими упорами. Они могут оказаться очень полезным в случае необходимости остановки устройства во время рабочего процесса.

Надежность трансмиссии не поддается сомнению, а ее главной задачей является качественная передача крутящего момента к колесам от самого двигателя. Она также является необъемлемым участником процесса определения скорости и поворота устройства. Цепной редуктор, сцепление и 4х-ступенчатая коробка передач относятся к базовым составляющим компонентам трансмиссии и нередко размещаются в специальном блоке.

Большинство моделей имеют несколько скоростей вперед и назад, что способствует отличной маневренности. Выходной вал усиленного редуктора располагается на подшипниках со значительным диаметром, которые устойчиво реагируют на механические повреждения и негативное влияние разного рода вибраций. Специализированная ременная передача позволяет собственнику мотоблока Каскад устанавливать необходимое навесное оборудование.




1 — Стопорное кольцо, 2 — Регулировочное кольцо, 3 — Коническая шестерня, 4 — Регулировочные кольца, 5 — Подшипник, 6 — Вал-шестерня промежуточная, 7 — Корпус верхний, 8 — Вал выходной, 9 — Регулировочные кольца, 10 — Подшипник, 11 — Коническая шестерня, 12 — Стопорное кольцо, 13 — Чашка пыльника, 14 — Пыльник, 15 — Манжета, 16 — Регулировочные кольца, 17 — Корпус нижний, 18 — Регулировочная прокладка, 19 — Подшипник, 21 — Крышка, 22 — Шестерня, 23 — Шестерня, 24 — Вал.


Стоит отметить, что управление системой происходит с помощью ручки сцепления, тяги передач, руля, двигателя, мощностного регулятора и карбюраторной заслонки воздушного плана. Сам руль можно легко подогнать под рост оператора, а центр тяжести размещен относительно низко.

Благодаря указанным моментам управлять мотоблоком становится просто. Этому также способствует расположение большинства элементов управления прямо на руле. Особое внимание нужно уделить рулевой колонке, которая оперативно регулируется, позволяя человеку даже после нескольких часов активной работы с мотоблоком Каскад не так сильно уставать и осуществить адаптацию базовых управляющих элементов под личностные пожелания.

Важно сразу после приобретения устройства провести правильную обкатку, контролировать уровень масла, топлива и не перегружать машину, иначе она начнет часто выходить из строя и в скором времени станет абсолютно непригодной к эксплуатации.


Не секрет, что двигатель является «сердцем» всего механизма и именно тот него зависит продуктивность работы машины, ее мощность и результативность. Чтобы разобраться со всеми особенностями функциональной детали, необходимо познакомиться с ее устройством, грамотно описанным на следующих чертежах:



На этом чертеже под номером

  • 1 изображен блок цилиндра;
  • 2 – механизм распределения газа;
  • 3 – кривошипно-шатунная конструкция;
  • 4 – система потребления топлива;
  • 5 – система зажигания;
  • 6 – устройство запуска;
  • 7 – система охлаждения.

Аналогичное отображение (вид слева)




На этой схеме в поперечном разрезе изображены:

  1. Пробка;
  2. Крышка блока цилиндра;
  3. Пробка-щуп;
  4. Штифт;
  5. Фильтр-отстойник;
  6. Соединительный шланг;
  7. Топливный кран;
  8. Гайка;
  9. Болт;
  10. Хомут крепления бака и т. п.

Благодаря детальному отображению конструкционных деталей каждый собственник машины может заменить испортившиеся запчасти и разобраться в особенностях столь важном «органе» устройства.


Стандартно агрегаты сопровождаются двигателями отечественного производства ДМ-66 и ДМ-68.

Но нередко продолжительный срок эксплуатации приводит к необходимости замены «сердца» мотоблока. Проблема подбора двигателя актуальна еще и потому, что российские двигатели указанного плана больше не производятся. В результате возникает интерес к подходящим устройствам иностранного происхождения.

Наиболее популярным является двигатель Briggs & Stratton I/C, который известен своей отличной совместимостью с машиной и большей мощностью (7 л. с.). К преимуществам выбора можно отнести усиленную трансмиссию и возможность более глубокого погружения фрезы во время обработки грунта.

Еще одной довольно распространенной заменой родного двигателя Каскада является продукт американского производства Briggs&Stratton Vanguard OHV. Модель известна невероятной мощностью (7,5 л. с.), поэтому она подходит для владельцев больших участков с тяжелым грунтом.


Вариант с Лифан 168 F-2 также весьма неплох. Объем двигателя равен 196 см 3 . Разработка относится к классу бензиновых четырехтактных моделей, известных своими практическими свойствами (мощность – 6,5 л. с.). Воздушное охлаждение позволит работать беспрерывно довольно продолжительное время.

Subaru EX17 также сумел завоевать признание среди отечественных пользователей и продемонстрировать себя только в лучшем свете. Содержит 6 л. с. и отличается коленчатым валом горизонтального плана.

Естественно, многое зависит от пожеланий владельца мотоблока Каскад, его финансовых возможностей и специфики самой машины. Дабы разобраться что к чему, нужно познакомиться с актуальными сериями бренда и узнать об их технических характеристиках.

Мотоблок Каскад: технические характеристики серий (модификаций)


На данный момент семейство Каскад включает в себя огромное разнообразие моделей, которые имеют разную конструкцию рам, виды редуктора и прочие характеристики. Что касается размерных моментов, то все они практически идентичны:

  • длина – 830 мм;
  • ширина – 480 мм;
  • высота – 740 мм;
  • ширина колеи – с удлинителем – 610 мм, а без – 350 мм.

Стоит отметить, что распределений мотоблоков на серии происходит по типу мотора.

Серия Каскад МБ6-06

  • МБ6-06-02-01 отличается базовой рулевой колонкой и редуктором усиленного типа;
  • МБ6-06-07-02 известен поворотной колонкой и наличием автоматической разблокировки колес;
  • МБ6-06-06-01 радует собственников увеличенным количеством скоростей и т. п.

В общей сложности серия состоит из 10 моделей, каждый из которых весит около 105 кг и может развивать скорость до 10 км в час.

Технические особенности моделей указанной группы:

  • 4хтактный бензиновый двигатель;
  • Мощность – 6 л. с.;
  • Глубина погружения в землю – 320 мм;
  • Максимальный крутящий момент – 14,2 Нм;
  • Рабочий объем – 317 куб. см;
  • Устройство для начала работы – ручной стартер и шнур.

Что касается топлива, то оно расходуется со скоростью 1,9-2 л/час.

Серия Каскад МБ6-08

  • МБ6-08-02-01;
  • МБ6-08-02-02;
  • МБ6-08-04-01;
  • МБ6-08-04-02 и т. п.

Различия между этими моделями аналогичны предыдущей серии.

Технические характеристики:

  • 4-тактный бензиновый мотор ДМ-68;
  • Наличие масляного насоса;
  • Снабжение декомпрессором;
  • Запуск происходит вручную;
  • Число цилиндров – 1;
  • Вместительность топливного бака – 3,3 л;
  • Вес двигателя – 25 кг.

Серия Каскад МБ61-12

  • МБ61-12-02-01;
  • МБ61-12-02-02;
  • МБ61-12-04-01;
  • МБ61-12-04-02 и т. д.

Все модели оснащены ременным сцеплением и качественным редуктором. В случае необходимости они могут развивать скорость до 13 км в час.

Технические характеристики:

  • Вес – 94,5 кг;
  • Максимальная глубина обработки – 260 мм;
  • Мощность двигателя – 6,5 л. с.;
  • Емкость топливного бака – 3, 6 л;
  • Диаметр цилиндра – 68 мм.

Для заправки мотоблоков Каскад указанной серии подойдет бензин Аи-92 и Аи-95.
Абсолютно все агрегаты бренда имеют важную особенность: огромное разнообразие навесного оборудования, которое с годами только усовершенствуется.


Поскольку мотоблоки относятся к ряду универсальных помощников для агрономов, они могут выполнять множество самых разных операций. Естественно, без качественных навесок здесь не обойтись.

  • Прицеп. Отлично подходит для работы с грузами значительного веса. Зачастую с его помощью перевозят строительные отходы, траву, собранный урожай и прочее. Рассчитан на максимальный вес в 500 кг;
  • Картофелесажалка. Дополнение делает необходимые борозды для укладки клубней и качественно зарывает их. Для тех, кто делает акцент на выращивании именно картофеля, подобный инструмент позволит значительно облегчить жизнь;
  • Плуг. Является важнейшим инструментом во время вспахивания целины и тяжелого грунта;
  • Грунтозацепы. Позволят создать условия для большего сцепления агрегата с землей во время работы, ведь устойчивость гарантирует качество и безопасность оператора;
  • Окучник. Отлично справляется с задачей перекапывания участка и подсыпания земли к корням растений;
  • Косилка. Это приспособление является незаменимым помощником в том случае, если у человека есть скот. Оно позволяет заготовить сено на зиму и держать участок в опрятном виде.

Естественно, на перечисленных инструментах список доступных навесных приспособлений не заканчивается, поэтому владельцы мотоблока Каскад наверняка сумеют найти для себя очень любопытные и выгодные объекты.

Чтобы всегда наслаждаться максимальной функциональностью устройства необходимо не только грамотно за ним ухаживать, но и уметь провести элементарные операции, касающиеся ремонта.

Краткая инструкция по ремонту мотоблоков Каскад


Если человек заметил что его технический помощник немного «приболел», следует внимательно изучить ниженаведенную информацию.

Что делать если:

  • Мотоблок не заводится. Нужно проверить свечу, если она мокрая, значит, дело в переизбытке бензина и без просушки цилиндра не обойтись;
  • Двигатель потерял былую мощность. Причиной может быть элементарная засоренность карбюраторного фильтра, ведь нередко она приводит к переобогащению топлива и прекращению функциональности мотора;
  • Двигатель работает с паузами. Скорее всего, дело в забитом глушителе, который нужно избавить от лишнего и промыть бензином;
  • Система зажигания проявляет сбои. Прочистите свечи, и отрегулируйте зазор электродов.


Указанные проблемы встречаются наиболее часто, поэтому ремонт можно с легкостью проделать своими руками или же, в случае отсутствия инструментов и малейших знаний в технике, обратиться к специалистам.

Отличными вспомогательными источниками информации могут стать следующие видео, снятые собственниками мотоблоков Каскад, которые имеют немалый опыт в работе с устройством и делятся им с миром.

Мотоблоки Каскад - надежная и производительная техника, существенно облегчающая выполнение важнейших сезонных сельскохозяйственных операций. Выпускается на производственных линиях Пермского ОАО «Редуктор-ПМ». Производитель выводит на рынок современные варианты мотоблоков с различными видами двигателей.

Характеристики и преимущества моделей мотоблоков Каскад

Для мотоблоков Каскад предусмотрено широкий диапазон скоростей, который отличается у различных моделей, идеально приспособленных для работы в сложных режимах, что обеспечивают продуктивную работу навесных аксессуаров. Производитель предусмотрел опцию разблокировки колес, происходящую в автоматическом режиме. Данная функция позволяет оптимизировать управление мотоблоками Каскад, добившись высокой эффективности при обработке почвы. Модели комфортны для транспортировки и хранения. Все необходимые опции управления находятся на руле, что чрезвычайно удобно для оператора.

Дополнительное оборудование - неоспоримое преимущество мотоблока

Для мотоблоков Каскад предусмотрен большой ассортимент оборудования, которое входит в комплект моделей. Имеется широкий перечень косилок, которые представлены в стригущем фронтальном, боковом пальцевом варианте. Используя более мощные приспособления - косилки «Заря», возможно осуществить операцию срезания травы и укладку ее в ряды посредством быстровращающихся дисков.
Мотоблоки Каскад также оборудуются специальными фрезами для качественной глубинной обработки почвы. Успешно используется несколько типов плугов и окучников, позволяющих оптимизировать усилия по качественной обработке культур. В комплект аксессуаров также входит приспособление для выкапывания корнеплодов.

Для того, чтобы облегчить применение мотоблоков Каскад на почвах разного типа при любых погодных условиях, используются грунтозацепы, имеющие разный диаметр и ширину. Технические средства успешно эксплуатируется при проведении операций по очистке территорий. В летний период применяют специальную щетку, работающую в режиме вращения, зимний вариант предполагает использование лопаты, которая справляется с большими объемами снега. Благодаря наличию специальных прицепных тележек, мотоблок вполне пригоден для перевозки различных грузов весом до 600 килограммов.

В интернет-магазине Агро Трейдинг Вы можете купить мотоблоки Каскад с доставкой по Москве и России. Мы предложим Вам лучшие цены!

Вы в разделе: Мотоблоки

Значения характеристик могут быть изменены производителем без уведомления. Более подробные характеристики товаров Вы можете уточнить у менеджеров компании «Агро Трейдинг» В связи с изменениями и усовершенствовании моделей техники Магазин не несет ответственности за несоответствие указанных здесь характеристик реальным.

Мотоблок Каскад — сельскохозяйственный агрегат, предназначенный для выполнения технологических операций на приусадебных и земельных участках. Техника разработана и выпущена крупнейшей российской компанией ОАО Редуктор-ПМ, специализирующейся на изготовлении вертолетных редукторов и трансмиссий.

Мотоблоки просты, удобны в эксплуатации, компактны, имеют небольшие габаритные размеры и вес. Агротехника пользуется большим спросом среди отечественных пользователей благодаря своим отличным техническим показателям в работе.

Изделие выпускается в 2 видах в зависимости от мотора:

  • модель с иностранным двигателем Briggs&Stratton (США), Robin-Subaru, Honda (Япония) — МБ-61;
  • модель с российским двигателем — МБ-6 (ДМ-66, ДМ-68).

Мотоблоки условно обозначаются следующим образом: после блока МБ-6 или МБ-61 указаны номера серий двигателя, редуктора, органов управления. Например, модель, которая относится к классу тяжелых мотоблоков, МБ61-22-02-01 укомплектована японским верхнеклапанным бензиновым двигателем Honda GX200 OHV с воздушным охлаждением, шестеренчатым усиленным редуктором серии 02 с шариковыми подшипниками на выходном валу и рулевым управлением серии 01. Этот агрегат способен обрабатывать большие участки и выполнять любую сельскохозяйственную работу.

Технические характеристики


Технические характеристики мотоблока Каскад МБ-6 следующие:

  1. Тип двигателя — 1-цилиндровый, 4-тактный карбюраторный с воздушным охлаждением.
  2. Мощность — 6 л.с.
  3. Рабочий объем — 317,4 см³.
  4. Диаметр цилиндра — 76 мм.
  5. Объем масла в моторе — 0,9 л.
  6. Частота вращения коленчатого вала — 2750-3250 1об/мин.
  7. Тип ходовой системы — колесная по схеме 2х2.
  8. Сцепление — клиноременная передача.
  9. Размер ремня на мотоблок Каскад:
    • ремень переднего хода — А-1180 вн.IV ГОСТ 1284.1-89;
    • ремень заднего хода — А-1400 IV ГОСТ 1284.1-89.
  10. Редуктор — 2-скоростной.
  11. Сальники редуктора:
    • 941/20 ГОСТ 4060-78 — 7 шт.;
    • 942/30 ГОСТ 4060-78 — 2 шт.;
    • 306К ГОСТ 8338-75 — 2 шт.;
    • 942/15 ГОСТ 4060-78.
  12. Число передач:
    • переднего хода — 2;
    • заднего хода — 2.
  13. Ширина захвата с культиватором КМБ 1.002.000 — 930 мм.
  14. Глубина обработки — 100-200 мм.
  15. Температура эксплуатации — -5…+35°С.
  16. Габаритные размеры — 1500х600х1150 мм.
  17. Вес машины — 103 кг.


Мотоблок Каскад МБ-61 имеет такие конструктивные особенности:


Особенности Каскада МБ61 выгодно отличают его от сельскохозяйственного оборудования Каскад МБ6. Мотомашины эффективны, надежны и качественно собраны, но стоимость агрегатов с американскими и японскими двигателями намного дороже. Поэтому среди фермеров более популярны мотоблоки с отечественными моторами.

Расход топлива

Для мотоблоков МБ-6 Каскад с российскими двигателями ДМ-1 расход топлива составляет не более 2 л/час. Объем бака — 4,5 л.

Двигатель Briggs&Stratton имеет топливный бак объемом 3,6 л. Расход горючего — 1,6-1,8 л/час.

Безотказность и длительный срок службы мотоблока зависят от условий эксплуатации, технического обслуживания, ухода за агрегатом, грамотной обкатки после его приобретения. Для этого необходимо выполнять все рекомендации по эксплуатации техники.


Они сводятся к следующему:

  1. Соберите мотоблок. Схему сборки можно посмотреть в инструкции, которая прилагается при покупке к агрегату.
  2. Заправьте бак чистым бензином.
  3. Проверьте уровень масла в картере двигателя.
  4. Осмотрите крепление колес.
  5. Проверьте зазоры на клапанах двигателя. Регулировка клапанов выполняется с помощью щупов на 0,10-0,25 мм.
  6. Обкатку производите следующим образом:
    • не начинайте работу с холодным двигателем;
    • сначала двигатель должен поработать на холостом ходу;
    • не нагружайте двигатель в процессе работы;
    • обкатка должна длиться не менее 30 часов;
    • работайте только на первой передаче;
    • после обкатки замените масло в двигателе, проверьте болтовые соединения.
  7. Регулируйте натяжение ремней переднего и заднего хода клиноременной передачи изменением длины цепочек.
  8. Проверяйте работу органов управления.
  9. Проводите своевременную смазку стартера.
  10. Вовремя заливайте масло в редуктор.
  11. Не допускайте его попадания в фильтры.

Многие фермеры задаются вопросом, какое масло в мотоблок необходимо заливать. В частности, интересуются мотоблоком МБ 6841 с заливкой М-12ГИ или М-10ГИ. Это старые марки масел, найти их не так просто.

Для мотоблоков Каскад подходят такие горюче-смазочные материалы:

  • в топливный бак — автомобильный бензин Нормаль-80, ГОСТ Р 51105-97;
  • в картер двигателя — масло моторное М-5з/10Г1, М-6з/10В, М-6з/12Г1, ГОСТ 10541-78;
  • для редуктора — масло трансмиссионное по ГОСТу 23652-79 или авиационное МС-20, ГОСТ 21743-76.

Смешивать синтетический и минеральный материалы нельзя.

Настройка карбюратора

Первоначальная регулировка карбюратора производится на заводе-изготовителе. Никаких ремонтных работ пользователь в течение гарантийного срока выполнять не должен. При плохом запуске осмотрите свечу зажигания. Если свеча сырая, то проблема в системе зажигания. Если свеча сухая, убедитесь в поступлении топлива в карбюратор.

Ремонт карбюратора на мотоблок Каскад выполняется только в специализированных мастерских.

Диагностика неисправностей

Производитель гарантирует бесперебойную эксплуатацию техники до 5 лет при условии тщательного соблюдения всех рекомендаций по уходу и обслуживанию. Гарантийный срок пользования — 24 месяца. На протяжении этого времени никаких попыток самостоятельно отремонтировать технику со вскрытием пломб не должно быть.

Агрегаты могут иметь такие неисправности:

  1. Не заводится мотоблок Каскад, не запускается двигатель.
  2. Не работает система зажигания. Регулировка зажигания мотоблока основана на осмотре свечей зажигания, как описано выше.
  3. Неустойчивая работа мотора или его остановка после запуска.
  4. Трудный запуск двигателя, выходят выхлопные газы черного цвета.
  5. Мотоблок не движется вперед или назад.
  6. Расслоение ремня клиноременной передачи.
  7. Двигатель не развивает мощность.

Это типичные сбои и неполадки в работе мотоблока.

Причины

Если не запускается мотор, то причины могут быть следующие:

  • отсутствие топлива в баке;
  • закрыт бензокран;
  • засорение топливной системы;
  • засорение отверстия в пробке бака;
  • вытекает топливо из карбюратора;
  • не работает система зажигания;
  • подсасывание воздуха в карбюратор через фланцы.

При неустойчивой работе двигателя причиной является малый расход топлива, при трудном запуске и наличии выхлопных газов — наоборот, большой расход горючего, засорение воздушного фильтра, избыток масла в картере.

Если у мотоблока отсутствует передний или задний ход, то возможен обрыв ремня или недостаточное его натяжение.

Если двигатель не работает на заявленную мощность, то проблемой является ослабление пружины или нагар в камере сгорания.

Ремонт мотоблока

Ремонтные работы проводятся, согласно инструкции по ремонту мотоблока Каскад.

Обслуживание рекомендуется осуществлять на ремонтном предприятии. Специалисты отрегулируют карбюратор, при отсутствии переднего или заднего хода проверят коробку передач, сделают ремонт редуктора, заменят изношенные детали.

При незначительных неисправностях мотоблока владелец может устранить причину самостоятельно.

При проблемах с топливной системой необходимо осуществить следующие действия:

  1. Залить топливо.
  2. Проверить засорение отверстия в пробке. Для этого необходимо снять пробку в баке, прочистить отверстие.
  3. Слить топливо из бака, промыть его бензином, продуть жиклеры карбюратора насосом.

Неисправности в системе зажигания решаются следующими методами:

  1. Замените свечу зажигания.
  2. Проверьте и поменяйте наконечник свечи.
  3. При изменении допустимых размеров зазора между статором и магнитным башмаком маховика отрегулируйте его.

При засорении воздушного фильтра очистите фильтрующий элемент.

Если причины сбоев в клиноременной передаче, проверьте натяжение ремней, отрегулируйте их или замените.

После осуществления ремонта мотоблока Каскад агрегат должен работать качественно и долго.

Сцепка к мотоблоку своими руками

Является важным составляющим узлом, надежно соединяющим агрегат с дополнительным оборудованием. Она имеет П-образный вид и часто используется в технике для соединения. Ее производят на заводах, некоторые фермеры делают самостоятельно.


Для этого берут швеллер подходящих размеров и просверливают отверстия. Через отверстия с одной стороны его прикрепляют к мотоблоку, с другой на корпус швеллера фиксируется стойка навесного механизма.

Навесное оборудование

Для осуществления работы на оборудовании не требуется специальных знаний. Профессиональные навыки необходимы при установке к технике дополнительного устройства.

В комплекте с навесным и прицепным оборудованием мотоблок может выполнять такие операции:

  • разрыхление почвы;
  • вспашка участка;
  • дробление и заделка в грунт сорняков;
  • культивация;
  • равномерное перемешивание удобрений с землей;
  • прополка междурядий;
  • окучивание технических культур;
  • скашивание травяной растительности и небольших кустарников;
  • очистка территории от снега;
  • транспортировка мелкого груза.


  • полольник;
  • окучник;
  • плуг для мотоблока;
  • косилка;
  • грунтозацепы;
  • картофелекопатель;
  • снегоуборочная насадка.

С помощью этих механизмов мотоблок может выполнять широкий спектр технологических процессов на участках.


Среди специальной сельскохозяйственной техники, облегчающей выполнение больших объемов работ на участке, мотоблоки – самое доступное и простое средство. Возможностей их усовершенствования, например, под множество способов обработки почвы, немало – необходимо лишь подобрать правильное дополнение. Для мотоблоков «Каскад» навесное оборудование существует в достаточно широком ассортименте. Многие модели приемлют подсоединение как родных, так и универсальных навесных частей. Некоторые виды навесного оборудования для мотоблоков «Каскад» при покупке часто идут в комплекте с моделью, но этого не всегда достаточно для полноценной эксплуатации агрегата. Кроме того, имея достаточный опыт работы с подобной техникой, дополнительные детали для апгрейда можно собрать самостоятельно, однако в этом случае нельзя будет точно гарантировать высокий уровень качества.

Виды навесного оборудования на мотоблок

Тут все зависит от конкретных типов работ, которые вы планируете проводить. К тому же, существуют различия между навесным оборудованием на оборудование тяжелое и более легкого класса.

Из дополнительных полезных примочек вам пригодится следующее навесное на «Каскад» мотоблок:

  1. Окунчик, дисковый, одно- или двухрядный. Последний, разумеется, позволяет осуществлять куда больший объем работ по нарезанию борозд для посадки различных культур.
  2. Копалка или сажалка для картофеля. Названия данных дополнений говорят сами за себя – они помогают упростить и ускорить процесс как посадки, так и сбора урожая.
  3. Фрезы. В стандартном наборе с «Каскадом» обычно идут культиваторы 360 мм диаметром, обрабатывающие землю глубиной до 200 мм, шириной захвата 930 мм. Их применяют для разрыхления почвы.
  4. Плуг, лемех плуга. Приспособление, необходимое для вспахивания земельного участка, на столько же полезное, на сколько простое.
  5. Грунтозацепы. Для более эффективного сцепления агрегата с землей, чтобы обеспечивать максимальную тягу.
  6. Пропалыватель-рыхлитель. Его используют для удаления сорняков.
  7. Снегоуборщик, щетка. Такое дополнение позволит гораздо проще расчищать дорожки на участке и въезде.
  8. Прицеп. В него можно складывать как собранный урожай, так и необходимый вам при работе инвентарь.
  9. Косилка, сегментная или роторная. «Каскад» способен нести вес любой, особенно хорошо сочетается с КН – 1,1, КН – 1,2, «Стриж» или «Заря».

Навесное оборудование для мотоблока «Каскад» подобрать значительно проще, чем для импортного. К примеру, в целях стандартной обработки легких почв ему достаточно будет плуга без сцепки. Если же вы хотите применить действительно тяжелую артиллерию, при наличии сцепки вполне можно будет поставить двухрядный окунчик, выкапыватель или все тот же плуг для более эффективной работы с почвенными покровами. Но перед тем, как при помощи окунчика нарезать борозды, необходимо будет разрыхлить почву культиваторами. При совмещении мотоблока «Каскад» с навесным оборудованием и грунтозацепами, можно обеспечить лучшую степень сцепления мотоблока с почвой. Происходит это за счет загнутых шипов, приваренных непосредственно к обручу или ободу колеса. Никогда не станет лишним и такое дополнение, как адаптер с прицепом.

Как сделать адаптер к мотоблоку вручную

Если у вас есть особая тяга к техническому творчеству такого рода и пара умелых рук, некоторые виды навесного оборудования можно сконструировать в домашних условиях для мотоблока «Каскад». Это даст вам возможность существенно сэкономить финансы, которые могли быть потрачены на готовое изделие.

Адаптер для мотоблока — довольно простая конструкция, состоящая из прицепа с сиденьем на основе двухколесной рамы. Он дает возможность существенно облегчить работу с техникой, делая ее функционально приближенной к мини-трактору, перевозящему грузы. Адаптеры по подтипам разделяют на тяжелые или легкие, кузовные или бескузовные. На менее мощные мотоблоки обычно ставят адаптор с коротким дышлом, на более мощные — с длинным. Помимо этого, существуют модели с дополнительным функционалом, таким, как подъем дополнительного оборудования или увеличение колеи.

Для того, чтобы создать адаптер к мотоблоку своими руками, нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Берется труба прямоугольной формы длиной 180 см. Поперек нее необходимо будет приварить еще одну, 60 см длиной, к которой присоединяются стойки крепления колес. Их высота, от осей колес до верхней точки самих стоек, должна получиться 40 см. Колеса можно позаимствовать у обыкновенной садовой тележки, расточив при помощи токарного станка их внутренние втулки и подогнав подшипники нужного диаметра.
  2. От центральной трубы к втулкам колес адаптера привариваются откосы. Они могут быть различны в длине, все будет зависеть от угла, который необходимо выдержать. Затем можно производить расчет и сварку рамы для навесного на мотоблок «Каскад». При помощи болтов к стойкам колес крепятся боковые трубы рамы. Конфигурацию болтов следует подбирать учитывая тот факт, что им придется выдерживать различной степени механические нагрузки.
  3. Поперек задней стороны рамы приваривается швеллер, №10. Чтобы она имела квадратную форму, швеллер и боковые трубы должны быть одинаковой длины, 40 см. Помимо этого, к раме нужно приварить рычаг с тремя коленами, длиной 40, 60 и 28 см соответственно. Сбоку рычага крепится еще один, 80 см, чтобы увеличить прилагаемое усилие.
  4. Устанавливаем сиденье, для этого сверху к центральной трубе приваривается металлическая нога, на которой его можно будет закрепить. Завершая изделие, можно сделать сцепной узел спереди адаптера, или же больше не заморачиваться и просто купить готовую деталь.

Подобное дополнение, сделанное вручную, не менее уверенно ездит по земле при работе на любых размеров участках, чем купленное в специальном магазине. Однако, придется особо внимательно отнестись к уровню надежности сцепки. Его также можно оснастить специальным отвалом для уборки снега, что сделает ваш самодельный адаптер абсолютно незаменимым помощником в хозяйстве.

Самодельное или покупное, какое лучше?

Решив поставить на ваш мотоблок “Каскад” навесное оборудование, этим вопросом вы будете озабочены не в последнюю очередь. Дополнения требуются абсолютно всем моделям. Так, оборудование для тяжелых мотоблоков обязательно должно быть профессиональным. Тем не менее, к большинству моделей “Каскад” допускается использование навесных деталей ручной работы. Главное при этом — качество изделий, отсутствие даже малейших ошибок в их изготовлении.

Также, в целях экономии, можно свободно брать б/у оборудование, но, естественно, тщательно проверив его состояние и пригодность к работе. Рынок готовой продукции предоставит вам выбор из множества ценовых вариантов как новых, так и уже побывавших в рабочей среде дополнений к вашему мотоблоку. Главное — иметь достаточное понимание о том, что вам необходимо, а также точно знать все особенности конкретной принадлежащей вам модели.