Как в многоквартирном доме законно отказаться от отопления? Можно ли отказаться от центрального отопления? Отказ от теплоснабжения в многоквартирном доме

Согласие теплосетей на отключение квартиры в МКД от централизованного теплоснабжения не требуется. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу по делу об аннулировании разрешения на переустройство: местная администрация разрешила собственнику квартиры в МКД демонтировать батареи центрального отопления и установить вместо них электрообогреватели, а городские теплосети, потерявшие клиента, пытались оспорить это разрешение в арбитражном суде (определение ВС РФ от 20 ноября 2017 г. № 302-КГ17-17007).

Свое недовольство теплосети обосновывали следующими доводами:

  • батареи этой отдельной квартиры являются частью общедомовой системы отопления. Когда собственник этой квартиры снес батареи, он тем самым уменьшил состав общего имущества МКД. А уменьшать это имущество можно только с согласия всех собственников помещений в МКД. Однако этот документ при согласовании переустройства не представлялся;
  • спорная реконструкция системы отопления может нарушить теплогидравлический режим здания в целом и тепловой режим соседних помещений. Из-за чего теплосети не могут обеспечить качественное оказание коммунальной услуги по поставке тепла собственникам смежных квартир;
  • при разработке спорного проекта переустройства не было учтено, что суммарная мощность отопительных приборов должна быть равна или больше, чем теплопотери (во избежание снижения температуры внутреннего воздуха в соседних помещениях). Кроме того, проект подготовлен без получения технических условий, без согласования с энергоснабжающей организацией и энергонадзором. Значит, проект не соответствует требованиям законодательства;
  • на самом деле – фактически – собственник переустроенной квартиры продолжает пользоваться центральным отоплением (за счет теплоотдачи от смежных помещений, а также от магистральных трубопроводов теплоснабжения (стояков), проходящих через спорную квартиру. А денег не платит. Этим он нарушает права и законные интересы теплосетей, которые несут убытки в виде неполученных доходов, которые они могли бы получить при сохранении централизованного теплоснабжения спорной квартиры.

Суды всех трех инстанций встали на сторону местной администрации, и вот почему:

  • закон разрешает переводить квартиру в МКД на автономное отопление, при условии оформления переустройства жилого помещения. устанавливает закрытый перечень документов, который необходимо предоставить для согласования переустройства, и документа о согласии всех остальных собственников в этом перечне нет. Поэтому местная администрация и не могла бы отказать в перепланировке по этому основанию. А главное – батареи в спорной квартире не относятся к общему имуществу МКД, потому что они не обслуживают более одной квартиры и не находятся за пределами квартиры. И не важно, что на этих батареях нет отключающих устройств;
  • теплосети не смогли доказать, что спорное переоборудование системы отопления привело к нарушениям в работе инженерных систем и что демонтаж батарей в спорной квартире не позволяет теплосетям обеспечить качественную поставку тепла в соседние помещения. Кроме того, никто из соседей на холод не жаловался – в деле нет сведений об обращениях жителей дома о нарушениях теплового режима;
  • согласования проекта переустройства с энергонадзором и электросетями и не требуется. и , на которые сослались теплосети, не распространяются на установку отопительных приборов в жилых помещениях. В то же время разработчик проекта переустройства (специализированная организация) уверяет, что технические решения, принятые в проекте, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм, действующих на территории РФ, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий. Обратного не доказано;
  • теплосети не смогли доказать, что в спорной квартире сохраняется неоплаченное остаточное теплопотребление от плохо изолированных стояков отопления, межквартирных перегородок и плит-перекрытий. Кроме того, в доме стоит общедомовой счетчик тепла, так что теплосети в любом случае получают оплату за все поставленное в МКД тепло;
  • а довод теплосетей о "потере клиента" не свидетельствует о нарушении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Требования теплосетей очевидно направлены не на восстановление нарушенного права, а на получение коммерческой выгоды.

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу теплосетей, не увидел в деле нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на его исход, и отказал в передаче спора на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

  • Можно ли общей жалобой дома, отказаться от отопления подъезда?
  • Могу ли я отказаться от центрального отопления?
  • Я хочу отказаться от центрального отопления с чего мне начать.
  • Порядок отказа квартиросъёмщика от услуг жкх? отопление, холодная, горячая вода?
  • Могу ли я отказаться от центрального отопления"
  • Хочу отказаться от центрального отопления. Что для этого нада сделать? ?
  • Как можно отказаться от отопления в многоквартирном доме.
  • Отказ от договора
  • Отказ от доли
  • Отказ от наследства
  • Отказ от ребенка
  • Отказ от приватизации

Вопросы

1. Можно ли общей жалобой дома, отказаться от отопления подъезда?

1.1. Здравствуйте. Да, вы имеете на это право. Для этого вам необходимо предоставить ЖКХ

Написанное в произвольной форме заявление.

Техпаспорт на квартиру.

Документы, подтверждающие право собственности.

Согласие всех совершеннолетних жильцов квартиры.

Заключение комиссии от специалистов о том, стоит ли отказываться от отопления.

2. Хочу отказаться от центрального отопления и перейти на элетрообогрев.

2.1. --- Здравствуйте уважаемый посетитель сайта, у вас нет такого права. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

3. Я хочу отказаться от центрального отопления с чего мне начать.

3.1. В настоящее время отказаться от него невозможно.

3.2. Пока не начинайте.
Оказаться от центрального отопления возможно только в частном домовладении.

4. Порядок отказа квартиросъёмщика от услуг жкх? отопление, холодная, горячая вода?

4.1. Не понимаю что за вопрос и для чего вам это надо.

5. Могу ли я отказаться от центрального отопления"

5.1. Если технически это возможно то да,можете зачастую просто нельзя отрубить отопление другому без ущерба соседям исходя из 354 Постановления правительства.

6. Хочу отказаться от центрального отопления. Что для этого нада сделать? ?

6.1. Здравствуйте, Иван!
Вам нужно, статья 26 Жилищного кодекса гласит, что любой собственник квартиры многоквартирного дома имеет право отключиться от центральных инженерных коммуникаций. Для этого в согласующие органы необходимо подать ряд документов: 1) Заявление; 2)Технический паспорт. Документ, в котором описаны все характеристики на основе плана квартиры. 3)Правоустанавливающие документы на жилье. Эти документы, которые свидетельствуют о подтверждении прав на владение квартирой. 4)Согласие лиц, проживающих в квартире. Стоит учесть, что заявления должны быть написаны в письменной форме. 5)Решение, гласящее о том, что преобразования можно проводить. Автономное отопление в квартире; 6)Проект. Отдельный документ, который должен также прилагаться к общему пакету документов для переустройства. Проект составить самостоятельно нельзя. Для этого требуется квалифицированный специалист, который точно сможет рассчитать влияние элементов системы отопления. Помимо плана переустановки проводятся дополнительные расчеты (теплогидравлические и остаточного обогрева). Если изменения покажут хорошие характеристики, то проект будет согласован. В противном случае, при негативном воздействии в отношении других квартир, проект не согласуют.
Удачи Вам и всего доброго!

7. Как можно отказаться от отопления в многоквартирном доме.

7.1. Здравствуйте.
Федеральный закон о теплоснабжении однозначно запрещает переход на индивидуальное отопление при наличии в доме отопления центрального.

8. Живу в частном доме. Мусор-пакеты, коробки от молока сжигаем в печи. Печное отопление консервированные продукты берём только в большие праздники. Прописано 3 человека. Всякие ветки-палки жгем в печи на дворе, варим живности. Больше мусора нет. Как отказаться от оплаты за вывоз мусора.

8.1. Ни как не отказаться то что вы делаете законом на предусмотрено все будем платить так решили Правительство наше.

9. С марта поступают счета за отопление подъезда. Там действительно есть одна труба на 1 м этаже. (мы живем на 3 м)В квартире индивидуальное газовое. Можно ли как-то отказаться от ненужной услуги, ведь счета поступают баснословные, за квартиру меньше, чем за подъезд.

9.1. Не можете. Обязанность по оплате за отопление поставленное на ОДН оплачивают все собственники помещений в многоквартирном доме.


10. Прошу Вас оказать посильне содействие в решении моего вопроса. Суть: При подаче тепла в квартиры дома в моей квартире произошейник срыв соединитель ной муфты от батареи. В результате произошло затопления нижней квартиры. Объявление о том, что будет наполнение системы отопления УКВ вывесили на подъезде. Оно должно было состояться 26 октября, а затопления произошло 3 ноября. Соседи подают в суд на меня на возмещение убытков. На второй день после залива соседей я вызвал представителей Мужэп. И на второй день был составлен акт осмотра затопленной квартиры и была указана причина /срыв соединитель ной муфты с батареи/. Я обратился в мужэп с предложениемкомпенсироватьмы ущерб залить ой квартире в равных долях со мной. Но получил отказ. В мужэп я написал претензию, но ответа не получил. При своей защите в суде хотелос бы узнать на что мне ссылаться и есть ли здесь моя вина. Возможно причина в гидроударе при заполнении системы отопления. Заранее спасибо.

10.1. Добрый день!

В первую очередь надо ознакомиться с иском и вашим актом.
Если все так как вы пишите, то соседи ошибочно подают в суд на вас. ответчик должен быть ваша управляющая компания.

11. Нужно ли платить за ГВС? В квартире нет ГВС (дом старый), но после кап. ремонта дома в подвале установлен теплообменник (который нагривает воду, но только в отопительный период, в моей квартире разводки на данную услугу нет (при ремонте отказался)т. к. стоит электро бойлер (но внутри стоит змеевик от системы отопления который в зимний период самотеком нагривает холодную воду в титане) (если проще бойлер с холодной водой поставили на батарею системы отопления и вода от нее потихоньку нагревается). Законно ли начисления за ГВС в данном случае?

11.1. Если считаете, что нет, то в суде решите проблему.

12. Можно ли отказаться от центрального отопления в частном доме? Отопление совмещено с подачей горячей воды.

12.1. Если есть техническая возможность, то можно отказаться.

13. Мать пенсионерка с взрослым сыном (37 лет) инвалидом детства душевнобольным, (код болезни по МКБ-10 F 06.9 по другому документу F 71.0), живут в деревне в доме признанном непригодным для проживания, дом реконструкции не подлежит из-за опасного состояния несущих конструкций, местной администрацией они признаны нуждающимися. Есть решение суда 2014 г., обязать предоставить благоустроенное жилье по ДСН но отказать в выплате денег на приобретение жилья. В итоге прошло пять лет и ничего… одни отписки.
Местная администрация либо хочет ничего не делать, либо «втюхать сарай» без воды, канализации и отопления в соседней деревне, а скорее всего денег им никто не выделит.

Вопросы:
1)Можно ли добиться и получить матери и сыну деньги и самим купить жилье а не ждать предоставление «залатанного сарая»
Есть ли положительные решения судов по данному вопросу буду благодарен за ссылки
2) Имею возможность прописать их в г. Москва что это даст в плане получения денежных средств на покупку жилья или не даст ничего (мать с сыном проживают в вымершей деревне в Тамбовской области). Может хоть в Москве есть реально действующие жилищные программы.
3)Имею возможность сдать в аренду жилье в г.Тамбов, г.Москва, но даже если суд обяжет компенсировать аренду опять будет ответ денег нет.
3)Есть ли другие варианты им помочь (есть ли компенсация по гашению ипотек для таких категорий граждан, т.е они берут в ипотеку жилье, государство компенсирует часть ипотеки, в итоге жилье они продают получают деньги на руки)

Тел. для связи 89204999889 меня зовут Роман давний друг семьи, добавлю от себя - мягко говоря раздражает равнодушие чиновников очень хочу помочь этим людям.
Просьба позвонить мне на номер 892049999889 или оправить ответ на почту [email protected]

13.1. Юристы никому не звонят и не пишут на эл. почту.

14. Хотела бы задать вопрос по поводу отключения Газоснабжения в нашем частном доме. Нам поставили ограничитель (из-за долга) и теперь мы не можем пользоваться газом. Мы пытались договориться с газовой компанией о том, что выплатим долг в рассрочку, тк у нас нет всей суммы сразу, но нам отказали в этом. Решения суда на отключения газа тоже нет. Скажите можно ли в этом случае все-таки как-то нам помочь с этим вопросом. Отопительный сезон уже начался, а у нас отопление, плита для приготовления и горячая вода, работают от газа, так же с нами проживают 2 несовершеннолетних детей.

14.1. Здравствуйте.
1. Направьте в газовую компанию, официальное письменное обращение о рассрочке выплаты долга и снятия ограничения.
2. Обратитесь местному полпреду по правам детей. За содействием.

В данном случае компания имеет право ограничивать (не отключать! Это важно) потребление ресурса должником.

15. В многоквартирном доме проводилась замена всех труб (отопления, водоснабжения и канализации) на средства республиканского фонда капитального ремонта. По совету ремонтников заменил установленные без запорной аппаратуры прогнившие радиаторы отопления. На просьбу компенсировать затраты на приобретение радиаторов в размере 7108 рублей от фонда получил отказ ссылкой, что радиаторы не являются общедомовым имуществом. Кто прав?
Заранее благодарю за ответ.
С уважением, Юрий Николаевич Шлюпиков, 75 лет.

15.1. Добрый день. Если до радиаторов есть запорные устройства то радиаторы принадлежат Вам.

15.2. Фонд прав;

Минстроя России от 01.04.2016 N 9506-АЧ/04

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по вопросу отнесения обогревающих элементов (радиаторов) системы отопления, находящихся внутри помещений многоквартирных домов, к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов, сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Отмечаем, что вопрос отнесения обогревающих элементов системы отопления (радиаторов) неоднократно рассматривался судами Российской Федерации. Так, согласно позиции, представленной в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 г. N ГКПИ 09-725, оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения.
На основании изложенного, исходя из системного толкования пункта 6 Правил содержания общего имущества во взаимосвязи с подпунктом "д" пункта 2 Правил содержания общего имущества, а также исходя из позиции Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в вышеуказанном решении, по мнению Минстроя России в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одного жилого помещения, в том числе не имеющие отключающих устройств (запорной арматуры), расположенных на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, находящихся внутри квартир.
При этом полагаем, что обогревающие элементы (радиаторы) внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, в том числе имеющие отключающие устройства (запорную арматуру), использование которых не повлечет за собой нарушение прав и законных интересов иных собственников помещений многоквартирного дома, в состав общего имущества собственников помещений многоквартирного дома не включаются.
Дополнительно отмечаем, что согласно подпункту "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества состав общего имущества в целях выполнения обязанности по его содержанию может быть определен собственниками помещений многоквартирного дома.
Определенный состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, является, согласно части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, существенным условием договора управления многоквартирным домом, в связи с чем собственники помещений многоквартирного дома и управляющая организация в договоре управления многоквартирным домом путем составления соответствующего приложения к договору могут разграничить зону эксплуатационной ответственности по системе отопления, возложив ответственность за обогревающие элементы (радиаторы), находящиеся в жилом (нежилом) помещении и обслуживающие одно помещение, на собственника данного помещения, а ответственность за стояки, отключающие устройства на ответвлениях от стояков, находящиеся в помещении собственника, но обслуживающие несколько помещений, - на управляющую организацию.
Дополнительно Минстрой России сообщает, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

А.В.ЧИБИС.

16. Сосед хочет проложить через мой участок свой водопровод и газовую трубу. У меня на участке нет капитальных строений, только перевозной вагончик. Вместо оплаты хочу, чтоб он дал отопление на мой вагончик от своего газового котла и холодную воду, всё через счётчики, не бесплатно, он согласен. Как оформить так, чтоб он, после того как проложит коммуникации не отказался от своих обязательств, и не отключил мой вагончик? Хватит ли простого письменного договора с нашими печатями (сосед - ООО, я - ИП)? Или нужен какой-то сервитут, нотариус и т. п.?

16.1. Да в принципе достаточно. Но решение суда может быть неоднозначным.

Топило потолок, из - за течи труб отопления с 2008 года, обращались даже в прокуратуру, на данное время прогнили перекрытия и в любой момент может обвалиться потолок. От нашего дома отказались ук,на данный момент нас берет компания без осмотра. Если упадёт перекрытие за чей счёт будет менятся потолок. Часть квартиры мунецепальной. Читать ответы (1)

17. Такая ситуация, живу в многоквартирном деревянном доме, в моей квартире предыдущий собственник в 2011 году установил газовый котёл, т. е. отопление в квартире газовое, а от центрального отопления отказался. Но сейчас жэк заявляет о незаконной установке данного газового котла и насчитывает плату за центральное отопление, которым я не пользуюсь ссылаясь на письмо министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства рф от 15. 10.2014 года. И требует, чтобы я убрала газовое отопление и снова подключила центральное. Как мне быть в данной ситуации? Ведь в 2011 году данного письма не было.

17.1. Если все было согласовано, то незаконно требуют убрать.
Платить вы должны за ОДН в любом случае.
Но в пределах срока давности они смогут взыскать (ст. 196 ГК РФ). Ну и точно не больше чем за период когда квартира была у Вас в собственности (ст. 153 ЖК РФ)

17.2. Здравствуйте, уважаемая Татьяна! Давайте по порядку. Письмо не является нормативным правовым актом, тем более вышло позже установки газового котла. Если требуют, то откажите и пошлите их в суд подавать. Пусть докажут сначала незаконную установку котла. У Вас газовый котел и если установка была согласована, то все законно: Вы платите как за индивидуальное отопление в полном соответствии с требованиями ст.153, 155, 158 Жилищного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", так что все несогласные пусть подают в суд (ст.131-132 ГПК РФ).

17.3. Требования ЖЭК незаконны в том случае, если Вы официально оформили переустройство, заменив центральное отопление на газовое. То есть у Вас должно быть разрешение на переустройство, проект, техусловия. Ст.26 ЖК РФ.
Указанное Письмо тут им тогда не поможет.

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения и повышения энергетической эффективности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел в пределах своей компетенции обращение от 18.09.2014 N 65027/МС и сообщает следующее.

Определение размера платы за отопление, в случае перехода на отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, не предусмотрено. Соответственно, по мнению Минстроя России, плата за коммунальную услугу по отоплению в таком случае должна определяться на общих основаниях.

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является переустройством жилого помещения. Порядок переустройства жилых помещений установлен главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ). Для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения должен обратиться в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр. Решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается органом, осуществляющим согласование, на основании документов, определенных ЖК РФ. В составе таких документов предоставляется подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения.

Поскольку система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также электрическое (газовое) оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения.

Таким образом, принятие подобного решения без согласия всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме может являться нарушением их законных интересов и прав.

Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения". После проведения реконструкции подключение объекта должно быть обеспечено в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307 "О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

Учитывая, что процедура перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии достаточно сложная и дорогостоящая, целесообразнее такой переход осуществлять не отдельно взятого жилого помещения, а в целом многоквартирного дома.

Переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии возможен при соблюдении требований, установленных частью 15 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".

В соответствии с данными требованиями запрещено использовать индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, перечень которых определен Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307. В данный перечень включены источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям:

Наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания;

Наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления;

Температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия;

Давление теплоносителя - до 1 МПа.

Также возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения.

Директор Департамента
жилищно-коммунального хозяйства,
энергосбережения и повышения
энергетической эффективности
О.Н.ДЕМЧЕНКО.

17.4. Если котел был установлен незаконно, то могут потребовать его убрать. ВЫ ничего не написали, было ли получено разрешение на установку автономного отопления и котла, соответственно. Что касается оплаты центрального отопления за предшествующий период, то вы его не обязаны оплачивать, поскольку услугу по отопления вы не получали. Требование оплаты в этом случае является попыткой незаконного обогащения (ст.1179 ГК РФ). Вместе с тем, вы обязаны оплачивать общедомовые расходы на отопление мест общего пользования (подъезда в том числе).

17.5. Добрый день!
Нет, Вы не обязаны платить за отопление если индивидуальный источник отопления в квартире установлен законно.

Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42 (1), 42 (2), 43 и 54 настоящих Правил.

42 (1). Оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и жилом доме, который не оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2, 2 (1), 2 (3) и 2 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно жилое или нежилое помещение не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708)
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 (1) и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708)
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3 (3) и 3 (4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708)

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") {КонсультантПлюс}
2 (5). Объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода определяется по формуле 2 (5):

Где:
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е помещение (жилое или нежилое) объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома;
Sинд - общая площадь жилых и нежилых помещений, в которых технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие приборов отопления, или жилых и нежилых помещений, переустройство которых, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 N 184)
NТ - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению.
Vi равен нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2019 N 184)
(п. 2 (5) введен Постановлением Правительства РФ от 28.12.2018 N 1708)

17.6. Письма государственных органов не являются источником права, не устанавливают и не влекут для граждан и организаций никаких правовых последствий. В письмах чиновники лишь разъясняют и толкуют нормы права в соответствии со своим пониманием этих норм. В каждом письме всегда дается об этом разъяснение.

При рассмотрении споров о взыскании задолженности за коммунальную услугу по отоплению суды в подавляющем большинстве случаев исходят вовсе не из того обстоятельства, имеются ли в рассматриваемом помещении радиаторы отопления. Обычно суды прежде всего устанавливают, предусмотрено ли в этом помещении предоставление коммунальной услуги по отоплению, вносились ли в установленном законом порядке изменения в проект системы отопления дома в части исключения предоставления коммунальной услуги по отоплению в рассматриваемом помещении, проходят ли через указанные помещения трубопроводы (стояки, лежаки), входящие в состав общедомовой системы отопления. И если фактические обстоятельства указывают на то, что проектом системы предусмотрено отопление указанного помещения, через данное помещение проходят трубопроводы общедомовой системы отопления, что никакой альтернативной системы отопления надлежащим образом оформленными документами не предусмотрено, коммунальная услуга по отоплению подлежит оплате.

Приведу нескольку выдержек из суд. решений:

Решение ВС РФ от 07.07.2015 по делу № АКПИ 15-198:
«Частью 15 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления…».

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 15.03.2017 № 13 АП-1952/2017 по делу № А 42-7166/2016 установил:
«Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в жилые дома для оказания коммунальных услуг, в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства (пункт 10 части 1 статьи 4, статья 8 ЖК РФ).

Порядок расчетов, установленный Постановлением Правительства РФ № 354, а также Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 157 пункт 1), в отношении нежилых помещений, предусматривает оплату поставленной в такие помещение тепловой энергии на нужды ТС… Дифференцированный подход к расчету платы по разным нежилым помещениям в одном жилом доме ни указанное Постановление Правительства РФ, ни иные нормативно-правовые акты не предусматривают и не допускают.

Поскольку ответчик не отрицал факт прохождения через спорные помещения транзитных трубопроводов, являющихся общедомовым имуществом, то как правильно указал суд первой инстанции, вне зависимости от того, заизолирован указанный трубопровод или нет, в любом случае по объективным причинам он имеет теплоотдачу. Доказательств того, что температура в спорных помещениях не соответствует температурному режиму, установленному действующим законодательством (п. 15 Приложения № 1 к Правилам № 354) ответчиком в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не представлено. В связи с чем вывод суда о предоставлении в спорный период услуги теплоснабжения является правомерным.

Суд также рассмотрел и отклонил довод ответчика о том, что ввиду отсутствия в спорном нежилом подвальном помещении радиаторов отопления (энергопринимающие устройства) факт оказания истцом коммунальной услуги "отопление", не доказан, а факт прохождения через спорные помещения транзитных трубопроводов, сам по себе не свидетельствует о наличии оснований для взыскания с владельца такого помещения в пользу истца платы за отопление, фактически представляющее собой технологический расход (потери) тепловой энергии в сетях. А также то, что транзитные трубопроводы являются составляющей частью системы теплоснабжения (тепловой сети) дома и не могут быть отнесены к теплопотребляющим установкам, и тот факт, что в связи с наличием изоляции на транзитных трубопроводах, тепловая энергия от потерь не предъявлялась к оплате».

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.11.2016 № 17 АП-14016/2016-ГК по делу № А 71-4373/2016 установлено:
«Помещения во встроенной части не имеют приборов отопления, при этом нагрев помещения происходит в результате нагрева пола и стен тепловой энергией (теплоотдача), выделяемой трубопроводами теплоносителя, проходящих в подвале МКД, расположенном под спорным нежилым помещением».

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2017 по делу № А 42-6533/2016 установлено:
«Как следует из части 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в случае, если многоквартирный дом в надлежащем порядке подключен к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений в нем на индивидуальное отопление допускается только в случаях, определенных схемой теплоснабжения.

Данное положение установлено в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Таким образом, в квартирах многоквартирных жилых домов законом установлена возможность перехода на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Однако доказательств, разработки проекта реконструкции системы отопления МКД …, ответчиком не представлено.

Демонтаж радиаторов системы центрального отопления без соответствующего разрешения, не может свидетельствовать о расторжении договора энергоснабжения и не освобождает ответчика от обязанности производить оплату услуг, независимо от причин демонтажа

Демонтаж радиаторов центрального отопления не означает, что теплоснабжение квартиры прекратилось. Принадлежащая ответчику квартира расположена на 1-м (первом) этаже многоквартирного дома, через квартиру проходят стояки центрального отопления, а ряд стен квартиры является смежным с квартирами, в которых не демонтированы радиаторы центрального отопления. То обстоятельство, что перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах, не содержит запрета на использование электрообогрева, не освобождает ответчика от обязанности …вносить плату за отопление».

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2016 года по делу № А 42-9468/2014 (оставлено в силе Определением ВС РФ от 21.10.2016 № 307-ЭС 16-10274):
«Поскольку нежилые помещения, принадлежащие Обществу, находятся в многоквартирном доме, суд первой инстанции обоснованно применил к спорным правоотношениям нормы Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354).

Пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ установлено два способа для расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании показаний приборов учета и исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…

Расчетный объем коммунального ресурса для отопления нежилого помещения при отсутствии прибора учета определяется исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления, утвержденной для домов такого типа соответствующим нормативно-правовым актом (пункт 43 Правила № 354).

Как правильно указал суд первой инстанции, Правилами № 354 не предусмотрены какие-либо исключения для определения значений, применяемых при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению. Расчет объема и стоимости поставленной тепловой энергии произведен истцом в соответствии с действующим законодательством…

Из акта обследования от 31.03.2015 следует, что трубопроводы теплоснабжения, проходящие через помещение, сохранены. Тепловая энергия подается в жилой дом через присоединенную сеть и распределятся по всему дому по внутридомовой системе отопления, состоящей из стояков, обогревающих элементов, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, а также учитывая наличие в помещении ответчика 12 незаизолированных стояков отопления, факт подачи тепловой энергии в спорный период ответчиком не опровергнут, в связи с чем помещение ответчика является отапливаемым.

Из акта обследования помещений следует, что температура на поверхности стен, пола, потолка от +20 до +22 градусов Цельсия.

Следовательно, на момент обследования температура воздуха соответствовала нормативной температуре, установленной в пункте 15 приложения № 1 к правилам № 354.

Ответчик не представил доказательств надлежащей изоляции стояков в спорном нежилом помещении общей площадью 177,7 кв.м., оказания некачественной услуги отопления помещений, потребление тепловой энергии в меньшем объеме, чем предусмотрено нормативами оказания коммунальных услуг и предъявлено ко взысканию.

Доводы ответчика о получении им тепловой энергии не в соответствии с нормативами потребления, а путем остаточного потребления ввиду демонтажа радиаторов отопления, произведенного в спорных помещениях, оценены судом первой инстанции и обоснованно отклонены».

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2015 по делу №А 65-21655/2015, оставленном в силе Постановлениями 11 ААС, АС Поволжского округа и Определением Верховного суда РФ (Определение ВС РФ от 20.02.2017 № 306-ЭС 16-20506), установлено:
«Представленный истцом акт от 14.12.2015 г. обследования ОАО "Казэнерго" теплового оборудования в нежилых помещениях ответчиков, приложенные к нему фотоснимки, также как и акт от 24.02.2015 г. обследования ОАО "Казэнерго" теплового оборудования в нежилых помещениях ответчиков, представленный ответчиками, подтверждают факт наличия в помещениях последних трубопроводов отопления для всего многоквартирного дома (лежаки, стояки, элеваторный тепловой узел) от которых происходит отопление всего цокольного этажа, и обеспечена температура в помещениях от 22 до 26 градусов. Часть данных трубопроводов изолирована, часть закрыта деревянными коробами.

Доводы ответчиков об отсутствии приборов отопления в некоторых помещениях не может свидетельствовать о ненадлежащее оказанной услуге "отопление"».

17.7. Вы, вероятно, купили квартиру с незаконным переустройством.
Ч.1 ст. 25 ЖК РФ. Переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

Нужно смотреть договор купли-продажи, техпаспорт на помещение, возможно, придется предъявлять претензии к продавцу.

В платежках, которые Вам доставляют для оплаты за коммунальные услуги, ранее начисляли плату за центральное отопление?

18. С началом отопительного сезона, а именно с 6 октября, в одном из подъездов нашего многоквартирного дома не было подано тепло. Батареи холодные, с первого по четвёртый этаж. Дом пятиэтажный. Жильцы не однократно делали заявки, слесари не могли понять, почему отопление во всем доме есть, кроме одного подъезда. Оказалось, сосед на пятом этаже перекрыл краны и уехал. Жаловались и ЖЭУ, и в местную администрацию и Через 10 дней каким то образом нашли ключи от этой квартиры и нам дали отопление. Мы с жильцами написали заявление на перерасчет по отоплению, но нам в устной форме отказали. Сказали что мы вам отопление дали, подавайте а суд на своего соседа с пятого этажа, который уехал и не открыл краны. Правомерно ли это?

18.1. Проблему обязана решать управляющая компания, том числе и подавать в суд.

19. Я являюсь собственником квартиры дома находящегося в ЖСК. По нашей вине в квартире пробита труба отопления. Председатель не смогла перекрыть стояк в нашем подъезде так как вентеля на стояках на подъезд заржавели давно не менялись. И по этой причине от отопления перекрыли весь дом. Ремонт трубы в квартире сделан естественно за наш счёт. Сейчас к председателю обратился один из жильцов воздух в трубах отопления. Она требует оплатить услуги слесаря за продувку всей системы. Якобы по нашей вине в трубах дома воздух. Всё в устном порядке. Я ей отказала. Права ли она и что нам делать. Исправно плачу за все услуги ЖКХ и общедомовые нужды и капремонт.

19.1. Здравствуйте,
Полагаю, что в данном случае вина обоюдная и Ваша и управляющей компании. Суд решит, кому сколько платить, если обоюдно не договоритесь.
Желаю Вам удачи и всех благ!

20. Топило потолок, из - за течи труб отопления с 2008 года, обращались даже в прокуратуру, на данное время прогнили перекрытия и в любой момент может обвалиться потолок. От нашего дома отказались ук,на данный момент нас берет компания без осмотра. Если упадёт перекрытие за чей счёт будет менятся потолок. Часть квартиры мунецепальной.

20.1. Муниципалитет должен ремонтировать.

21. Могу ли я отказаться от замены стояков отопления, если у меня индивидуальное отопление, квартира после ремонта, а соседи с верхнего этажа вздумали менять их? УК обратилась с этим вопросом в суд. Если могу то на каком основании?

21.1. Здравствуйте! Уточните ваш вопрос подробнее, чтобы на него можно было полностью и корректно ответить.

22. Пожалуйста есть ли такой закон что человек имеет право отказаться от центрального отопления?

22.1. Посмотрите, сможете ли соблюсти требования федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении"
Ч.15 ст. 14: Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

22.2. Отказ от услуг теплоснабжающей организации предполагает проведение большой по объёму предварительной работы:
1) заручиться согласием соседей;
2) получить положительное заключение от обслуживающей организации;
3) заказать проект переоборудования;
4) согласовать его в газовой (при необходимости) и пожарной службе; 5) дождаться благоприятного ответа от комиссии по переустройству. Ожидание полностью оформленного пакета документов может растянуться на несколько месяцев, не считая финансовых затрат.

я сейчас на завершающей стадии перевода квартиры на электро отопление действия такие:
1.Подаешь заявление в Жеу с просьбой о переводе на альтернотивное отапление с приложением документа электро прибора (Noirot сертифицирован).
2.Тебе выдают тех условия.
3.Выполняешь мероприятия по тех условиям (замер изоляции,схема подключения,схема размещения)
4.Подаешь заявление в администрацию города на разрешение по переобарудованию квартиры.
Вопрос ГТВС о том,что ты не имеешь права демантировать отопление решается утеплением стояков.
При соблюдении всех этих мероприятий согласно Жилищному кодексу не имеют права отказать,правда палок в калеса суют постоянно.
За победу!Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ
(с изменениями от 31 декабря 2005 г.)

Глава 4. Переустройство и перепланировка жилого помещения

Статья 25. Виды переустройства и перепланировки жилого помещения
1. Переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
2. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Об условиях и порядке переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых помещений см. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170

Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование.
4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган.
5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством Российской Федерации.
6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Статья 27. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения
1. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
2. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.

Статья 28. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

См. форму документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утвержденную постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2005 г. N 266

1. Завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.
2. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в организацию (орган) по учету объектов недвижимого имущества.

Статья 29. Последствия самовольного переустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения
1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.
3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:
1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.
6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

Статья 235 Гражданского кодекса РФ, устанавливающая закрытый перечень случаев принудительного изъятия имущества, не предусматривает возможности принудительного изъятия жилого помещения в случае его самовольного переустройства

Здесь вы узнаете как отказаться от отопления в многоквартирном доме: законно ли это, необходимый пакет документов для того, чтобы отключить центральное обогревание в квартире, техническая сторона вопроса.

Массовый переход на другие источники обогрева квартиры начался еще в конце 90-х годов, но быстро прекратился, так как новые законы Жилищного кодекса, хотя и не запретили этого делать, создали правовые препятствия.

Сегодня, учитывая, сколько стоит отопление, все больше жильцов задаются вопросом, как отказаться от центрального отопления в квартире.

Как отказаться от отопления в многоквартирном доме: законно ли это?

Как показывает практика, основные сложности, связанные с отключением от центрального обогрева имеют технический характер. По закону жильцам не запрещен отказ от отопления в квартире, но если при этом не будет нарушена остальная часть системы.

Главные вопросы, которые необходимо рассмотреть перед тем как отключить центральное отопление в квартире:

Последний пункт является решающим, так как именно от выводов специалистов зависят все дальнейшие действия.

Прежде чем решать, как отказаться от отопления в квартире, нужно вначале подготовить перечень документов, нужный для этого процесса. Так же следует помнить, что любые самовольные действия с чужой собственностью, в данном случае с отопительной системой, без соответствующего разрешения карается по закону. Все неправомерно установленные элементы будут демонтированы, а на нарушителя наложен штраф.

Необходимый пакет документов

По закону любой гражданин страны имеет право отказаться от услуг теплосети, но для этого потребуются следующие документы:

  1. Написанное в произвольной форме заявление.
  2. Техпаспорт на квартиру.
  3. Документы, подтверждающие право собственности.
  4. Согласие всех совершеннолетних жильцов квартиры.
  5. Заключение комиссии.

К этому списку должен прилагаться проект новой системы отопления, составленный и заверенный специалистами, имеющими на это разрешение. Иногда выбранный способ обогрева жилья может стать причиной отказа, поэтому лучше все тщательно взвесить и проконсультироваться с инженерами теплосети.

Проект для переустройства

Данный документ – это чрезвычайно сложная техническая работа, заключающая в себе следующие пункты:

  1. Расчеты, показывающие, какое влияние окажет отключенная от общей коммуникации квартира на остальной контур здания.
  2. Расчеты, показывающие, какой остаточный обогрев будет у жилья от стояков, остающихся в нем.
  3. Указан новый вид отопительной системы и последствия, которые могут проявиться после ее установки.

Если индивидуальный обогрев не будет нарушать права других жильцов, например, работать слишком громко или влиять на качество тепла в их квартирах, то специалисты должны это зафиксировать.

Прежде, чем единолично думать, как отключить отопление в квартире, следует опросить всех жильцов подъезда по поводу коллективного отказа, так как в этом случае получить разрешение проще.

Техническая сторона вопроса

В данном случае подразумевается демонтаж старой системы. Так как стояки никто не разрешит снимать, потому что от них носитель идет от верхних этажей к нижним, то следует урегулировать вопрос, как не оплачивать остаточное от них тепло. Это касается, как однотрубной, так и двухтрубной системы.

В данном случае можно найти компромисс с управляющей компанией и предложить ей заизолировать трубы , чтобы они не передавали тепло в помещение. Это важный момент, потому что потратить много времени на обдумывание, как отключить отопление в многоквартирном доме и на оформление документов и по-прежнему платить за отопление, по крайней мере, обидно.

Все работы по демонтажу системы выполняются техниками, имеющими на это разрешительные документы.

Монтаж автономного отопления так же должен производиться специалистами , особенно если работы связаны с установкой газового или электрического котла.

В наше время существуют альтернативные источники тепла, обогревающие квартиры лучше, чем централизованное отопление и при этом весьма экономные. Даже если все хлопоты потребуют крупных финансовых вложений на оформление документов, демонтаж старой и установку новой системы обогрева, практика показывает, что эти затраты окупаются спустя 2-3 отопительных сезона.

В последнее время можно видеть устойчивую тенденцию среди хозяев квартир в многоэтажных домах – переход на автономные варианты теплоснабжения. Денежные возможности владельцев квартир позволяют сегодня сделать отопление в доме на высоком технологичном уровне. Этому способствуют автономные устройства, которые имеют высокую эффективность и экономичность.

Желание сделать квартиру полностью независимой от центрального теплоснабжения понятно и объяснимо. Часто качество работы системы отопления зимой оставляет желать лучшего. Батареи, которые с трудом обеспечивают теплом квартиру, когда за окном лютый холод, необоснованные денежные затраты – вот реальные предпосылки для того, чтобы полностью отказаться от отопления в доме.

Главный аргумент, которым руководствуется владелец квартиры, решивший отказаться от теплоцентрали и сделать в доме автономное отопление, – быть независимым. Для России характерной особенностью считается быстрая смена сезонов. Лето быстро заканчивается, тепло, накопленное в домах за теплый период, быстро испаряется.

Для многих людей состояние ожидания официального отопительного сезона связано с дискомфортом. До даты включения централизованного отопления еще много ревени, а в доме холодно и не уютно. И тут появляется вопрос: можно ли отказаться от центрального отопления?

Наличие собственного автономного котла решает такие проблемы раз и навсегда. Но как отказаться от центрального отопления, сколько платить? Все эти вопросы нуждаются в тщательном анализе и правильном подходе. Главной проблемой является трудоемкая бюрократическая работа. Чтобы полностью отказаться от услуг региональной энергетической компании, необходимо получить множество разрешений и предоставить соответствующую документацию.

Законодательство в этом случае занимает нейтральную позицию. С одной стороны, Закон не запрещает отказаться от центрального отопления в многоквартирном доме, но сам процесс отказа влечет за собой множество юридических нюансов. Сложности для хозяев, которые хотят установить автономное отопление, связаны с техническими нюансами благоустройства многоквартирных домов.

Чтобы стало понятнее, представьте свой дом в разрезе. Многочисленные трубы, стояки, змеевики, радиаторы, запорная арматура, счетчики учета тепла – все это общая сложная сеть. Теоретически отключиться можно, но с технической стороны – это настоящая инженерно-техническая проблема.

Любое неправомерное вмешательство в систему приводит к нарушению работоспособности всего комплекса в общем. Выключение одной квартиры из общей отопительной системы потребует проведения переустановки всей сети и связано с большим количеством инженерно-технических работ.

Все затраты по реконструкции и переорганизации системы централизованного отопления многоэтажного дома, связанные с отказом от отопления одного абонента, ложатся на владельца квартиры.

Вся система в соответствии с нормами законодательства считается частью общего имущественного комплекса, который относится к многоквартирному дому. Состав имущества жилого дома, его функциональность и рабочее состояние выявляется владельцами жилья. Появляется вывод – решение о внесении изменений в систему централизованного отопления принимается общественно.

Такое требование указано в Жилищном Кодексе. Решение об отключении одной квартиры принимается индивидуально. Но самовольное отключение от центрального отопления в многоквартирном доме без соответствующих разрешений и согласований, карается по закону. В отдельных ситуациях такие действия могут обозначаться как уголовное преступление. Любые мероприятия, которые касаются инженерных коммуникаций в многоэтажном доме, должны выполняться специалистами.

Опираться в этой ситуации нужно от положений, указанных в Правилах предоставления услуг по централизованному водо-и теплоснабжению, которые утверждены Постановлением Правительства. В соответствии с правилами вы можете отказаться от услуг энергетической организации на поставку тепла и горячей воды.

Процесс отказа базируется на положениях существующего договора между владельцем квартиры и организацией – поставщиком тепла. Любой договор всегда можно расторгнуть. Настоящие или фиктивные причины для расторжения договора на поступку горячей воды и тепла можно найти. Сегодня многие организации, которые работают на рынке теплоснабжения, регулярно нарушают условия договора, не говоря уже о пренебрежении имеющихся санитарных норм и правил.

Вы решили отключиться от центрального отопления, тогда нужно сделать следующее:

  • выполнить за свой счет и самостоятельно переоборудовать систему для обеспечения смежных жилых комнат отоплением и горячей водой в полном объеме;
  • провести мероприятия по возобновлению нормальной работы в смежных комнатах систем вентиляции и водоотвода;
  • все работы регламентированы соответствующими СНиПами;
  • технические мероприятия без согласия соседей и других жильцов дома запрещено выполнять.

Основным препятствием установки автономной отопительной системы являются отраслевые Приказы и Распоряжения. Данная ситуация считается массовым явлением и намного ограничивает закончен права человека распоряжаться своим имуществом. Люди становятся зависимыми от желания других владельцев квартир в многоэтажном доме, которых все устраивает как есть, и они не хотят вносить изменения в существующую ситуацию по различным причинам.

Если защищать свои права владения через суд, то есть шансы выиграть дело, но этот процесс может занять много времени. Поводом отказа на выдачу разрешения на отключение могут быть технические причины, которые можно объяснить невозможностью выполнения работ по отключению без нарушения работы всей системы центрального отопления и горячего водоснабжения.

Юридические нюансы при отключении центрального отопления

Есть способ отключения централизованного отопления без необходимости получать разрешение. Многие из нас вообще не видели договора с коммунальными службами на поставку тепла в ваш дом. Владельцы жилья многоэтажного дома автоматически согласны с условиями поставки услуг по ЦО. Тем более в каждом доме можно найти жильцов, которые самостоятельно отключились от поставки тепла и смогли обеспечить свои квартиры автономными отопительными системами. Ситуаций привлечения к ответственности за самопроизвольную выходку не наблюдалось, поэтому каждый решает проблему на свой страх и риск.

Многоквартирные дома часто имеют не полностью оформленную техническую документацию, которая касается отопительных систем. Ввиду этого получается, что детали системы отопления не считаются частью имущественного комплекса постройки. Несмотря на то, что в этом случае получать согласие у соседей на переустановку систем отопления не потребуется, официальные разрешения от инстанций и обслуживающих организаций нужны.

Любое вмешательство в инженерные коммуникации требует обязательного внесения в техническую документацию. Каждый дом имеет технический паспорт, в котором отмечены все данные о работающей отопительной системы. Демонтаж радиаторов, врезка и монтаж заглушек в квартирах – любые изменения должны отмечаться в техническом паспорте. Опираясь на ст 26 Жилищного Кодекса РФ для дальнейших действий вам нужно собрать следующий пакет документов:

  • заявление отключение центрального отопления;
  • технический паспорт квартиры;
  • документы, которые подтверждают право владения квартиры;
  • согласие в письменном виде всех жильцов квартиры;
  • техническое заключение специалистов на отказ от центрального отопления и дальнейшей переустановки коммуникаций.

Также нужно приложить проект переоборудования, который составляется специалистами соответствующих организаций и инстанций. Проектная документация должна состоять из расчетов, доказывающих работу центральной системы отопления в доме при отсутствии деталей отключенной квартиры. Также нужно иметь схему теплогидравлических расчетов объекта, точный подсчет остаточного обогрева.