Малыми шагами. Манга Маленькие шаги. Принцип одной минуты

Как вы думаете, возможно улучшить качество своей жизни в 37 раз за 1 год ?
При этом успевая получать удовольствие от жизни , не перенапрягаясь?

В каком плане улучшить? Гармонично и равномерно Во всех областях вашей жизни.

  • Здоровье и молодость
  • Управление телом
  • Энергия
  • Сознание
  • Отношения
  • Деньги
  • Предназначение
  • Отдых и развлечения
  • И другие

Да, это возможно. Достаточно в день улучшать свою жизнь всего на 1%.

1,01 365 = 37,8

Вот Вам технология:

  • Научитесь быть счастливым сегодня
  • Ежедневно делайте один простой и понятный шаг в развитии
  • И этот шаг делайте с утра!

Качество жизни меняется с утра. С утра мы получаем заряд и настрой на весь день.

В 2010-2013-х годах я вел тренинги по «практической энергологии «. В которой мы внедряли энергетические привычки каждое утро на протяжении 3-х недель.

Маленький шаг каждый день
= большой навык, реальный инструмен управления своей жизнью.

И это — несложно.

Сейчас пришло время интегрировать современный опыт «практической энергологии» с высшими знаниями древних.

Искусство маленьких шагов
Первый шаг — в декабре 2014г

Вчера на конференции «тайны настоящих мужчин» я анонсировал свой новый проект. Проект, к которому я давно шел

Предпосылки проекта. У каждого из нас есть:

  • «Волевая энергия» — и она ограничена
  • Рутинные задачи — и их много, и они бесконечны
  • Мечты и хотелки — и на них постоянно не хватает времени

Улучшить качество жизни можно глобально, если каждый день делать небольшой шаг, направляя волевую энергию на развитие себя и своих навыков. А остальные задачи — решать при помощи привычек, не требующих много энергии. Автоматически.

И делать это постоянно:

  • И когда все плохо (в этот момент у нас включается мотивация и мы пришпориваем себя, перенапрягаемся)
  • И когда все хорошо (в этот момент мы часто расслабляемся и отпускаем вожжи)

Стабильность — признак мастерства. Равномерное движение в течение года — это тоже ПРИВЫЧКА, как почистить зубы. Приводящее к вот-таким результатам:

Как научиться такому движению? Я пришел к выводу, что нужны несколько вещей:

  • Иметь простой шаг на каждый день (когда его нет, начинаешь думать, а не делать)
  • Поддержка (среда, поле развития, люди)
  • Энергия (мотивация, пинок под зад)
  • Действие

Что же такое
«Искусство Маленьких Шагов»?

  • Мотивирующий заряд энергии каждое утро (пинок под зад)
  • Фон дня — практические знания в небольшом объеме на каждый день
  • Энергетическая поддержка все время

В 2015-м году я планирую собрать группу общего движения. И я иду в этой группе вместе с Вами.

Независимо от дня: рабочий или выходной.

Итак, на что мы направляем 15 минут волевой энергии в декабре:

  • Навык быть счастливым сегодня
  • Научиться ежедневно делать шаг вперед
  • Маленькая активация энергии и осознанности с утра
  • Поднятие тонуса
  • Улучшение здоровья
  • Сокращение количества при повышение качества сна
  • Ощущение пульса и контроля жизни
  • Уверенность в сегодняшнем дне
  • Улучшение отношений
  • Повышение навыков общения
  • Увеличение дохода
  • Развитие маленьких навыков, превращая их в большие инструменты
  • Развитие интуиции
  • Позитивное мышление
  • Развитие силы мысли
  • Ощущение себя и своего места в мире
  • Гармония с собой

Хочется, но страшно!

«Звучит классно! Но целый год, каждое утро, ни расслабиться, ни отдохнуть… А вдруг не потяну?»

Не волнуйтесь, я не буду загонять вас и себя в нереальные задачи. Это не об этом.

Энергетическое мастерство — это и уметь трудиться, и уметь отдыхать. Быть всегда наполненным энергией. Чувствовать жизнь, контролировать ее пульс своими руками. Быть счастливым каждый день. Уметь идти дальше, совершая ошибки. Уметь изменяться и подстраиваться. Уметь быть жестким и настаивать на своем. И множество других навыков.

Микрошаг — доступен каждому, без сверхусилий. Зато он у вас теперь будет каждый день. И каждый день он будет добавлять вам сил и уверенности в себе.

Моя задача — создать фон ежедневного развития. А скорость движения, масштаб действия — вы сможете регулировать сами.

Мне интересно, чтобы у каждого могло это получиться. И для этого — у нас будет обратная связь, будет время и гибкость для корректирования.

«Если страшно, но хочется — тебе туда «. Ни одна мечта, или значимая цель — не приходит спокойно, без волнения и некоторого страха перед ней. Весь «сыр» — там где немножко волнительно.

Коучинг и поддержка

Вы просили энергетический коучинг? Теперь он будет в таком формате. Школа ежедневного развития. Параметры движения — подкорректируем на ходу (схема адаптируется под живых участников).


В честь недавней регистрации захотелось написать пару слов о Baby Steps Ни смотря на то, что споконы в моём списке предпочтений стоят на очень дальних позициях, не могу не отметить, что эта манга - очень приятная вещь. И с многосторонним освещением события под названием “Эй-чан в теннисе и что из этого вышло” и общей канвой повествования (о чём тут уже было написано). Материала много, читать интересно и периодически ловишь себя на мысли, что до тебя словно долетают отголоски с одного из напряжённых матчей: резкие звуки ударов ракеткой помячу, скрип подошв кроссовок, тяжёлое дыхание и крики игроков и спокойный голос судьи: “Фифтин – лав”. Но в безоблачном небе над кортом зависли две тёмные тревожные тучи.

Первая: Большое количество материала из плюса легко переходит в минус, когда видишь,что переводчики на аглицкий отстают от автора на десяток томов, а наши отряды переводчиков на русский предсказуемо располагаются ещё дальше. А манга продолжает выходить и не будучи знатоком нихонского и, соответственно, не находясь на "переднем крае" сюжета и не держа руку на его пульсе (хотят тут, возможно могут помочь новости “с полей”), сложно делать хоть какие-то прогнозы, сколько ещё автор планирует наваять и когда примерно планирует закругляться. Один товарищ написал из своего опыта, что, мол, поставил мангу на паузу на целый год, а когда вернулся,то с ужасом понял, что за это время закончился всего ОДИН матч. То есть, всё это может продолжаться ещё очень долго. И в момент осознания подобной перспективы, передо мной живо нарисовалась живописная картинка: я сижу перед компом в очках и читаю 1077 главу Baby Steps, а в кармане у меня находится паспорт, ибо по дороге на почту за пенсией как раз будет время поразмыслить над событиями очередного тома.

Вторая,связанная с первой: как бы ни выглядела явно не основной в сюжете романтическая линия, но всё же она зело приятна и Нат-чан очень милая девушка. А очередной этап отношений воспринимается как не часто распускающийся цветок и выглядит из-за этого ещё красивее. И тут вступает в дело то, о чём писал в своём обзоре уважаемый Алексей: ” Долго, очень долго автор не развивал романтическую ниточку и казалось, что не знает, что с ней делать но в конце-концов нашел решение. И оно великолепно ”. До 170-й главы ещё не дочитал, но наткнулся на агентурные сведения о событии, которое будет иметь место в 310-й главе. И можно предположить, что если бы в сочетании спокон/романтика жанры поменять местами, то его бы, возможно, просто не было. А
возможно, автор действительно подсмотрел этот приёмчик у авторов сёдзё и планирует эффектно разрешить в дальнейшем ситуацию праздничным салютом. Как бы то ни было, но с замаячившей перед мысленным взором “пенсионерской” перспективой, очень бы не хотелось омрачать себе картину “не полным счастьем”. В общем, диспозиция пока смутна и неясна и что с этим делать, тоже
непонятно. То ли забыть о тайтле на серьёзный срок, то ли таки осиливать имеющееся и всё равно ждать. Впрочем, ожидание для анимешника/ любителя манги дело привычное

«Когда даёшь себя приручить, потом случается и плакать» (Сент-Экзюпери).

Ты знаком с идеей «кумулятивного» (compound) эффекта? Ее суть в том, что можно получить ошеломляющий результат от серии небольших, продуманных действий.

Наша реальность – не что иное, как результат незначительных и, казалось бы, неосознанных поступков. Но именно они в конечном счете отражаются на нашем счете в банке, размерах талии, языковой способности и т.д.

Как писал Аристотель: «Мы то, что мы последовательно делаем». Все, что мы чувствуем, думаем и достигаем определяется совокупностью незначительных привычек (вредных или полезных).

От того, какие постоянные действия, формирующие твои привычки, ты совершаешь зависит успех или неудача в любом деле. Их верный выбор всегда ведет к тому, что Эйнштейн назвал восьмым чудом света: Кумулятивный эффект.

Измени привычки и они изменят тебя!

Причина любых грандизозных человеческих достижений — стойкая и непреклонная последовательность.

Не прерывай цепь

Помнишь первый закон Ньютона (инерции)? Объект находящийся в спокойствии, остается в таком состоянии, если только на него не действует внешняя сила. Движущийся объект, напротив, имеет тенденцию продолжать движение. То есть, сделав первый шаг, мы задаем направление к цели.

Шаги суммируются, эффект накапливается.

Однако, проблема большинства не в том, чтобы начать, а в том, чтобы не бросить. Чем-то заинтересоваться легко. Мы постоянно принимаем новогодние решения, записываемся в спортзал, бросаем курить или начинаем изучать языки. Но в итоге наша жизнь не меняется.

Причина в том, что успех не определяется тем, как мы начинаем, но тем насколько мы способны продолжать в течение долгого времени. Большинство из нас начинает под воздействием импульсов, развивают бурную деятельность и … перегорают.

Первоначальный энтузиазм задает нереальный темп. Не нужно гнаться за интенсивными методиками. То, что обычно советуется, очень неплохо: ежедневно учить грамматику, говорить с носителями языка, иметь преподавателя, регулярно ездить в страну изучаемого языка.

Но можем ли мы позволить себе делать это на ежедневной основе? Нет. Означает ли это, что нужно сдаться? Тоже нет.

Идея «кумулятивного эффекта» говорит, что не так важно, что именно ты делаешь. Важнее — чтобы это вело тебя в верном направлении и вписывалось в ежедневный график. Маленькие шаги увереннее приведут к цели. Неибежность результата — лишь вопрос времени.

Поэтому нужно расслабиться и подумать об образе жизни, который тебе подходит.

Будь терпелив

Для того, чтобы «кумулятивный эффект» проявился нужно время. Давай посчитаем. Ведь, с языком все просто — время на освоение равно времени, в течение которого ты его получаешь и понимаешь.

Для русскоговорящих уровень уверенного владения испанским достигается примерно за 600 — 800 часов. То есть при ежедневном 30 минутном контакте нам потребуется от 3 до 4,5 лет. При часовом — в два раза меньше.

Классичекий подход — языковая школа по 3 раза в неделю, при подсчетах дает следующее: Если вычесть время на дорогу и на объяснения на русском (они не в счет), студенты получают не более 30 минут языка за занятие (30 минут * 3 раза / 7 дней = 12,5 минут в день в среднем). С учетом того, что занятия не ежедневные, показательно нужно разделить этот показатель на 2. В итоге, для осовения языка потребуется почти 50 лет. Неудивительно, что количество неудач стремится к 100 процентам.

Audible.com — подразделение компаниия Amazon. После его появления в России, проблема аудиокниг для изучения языков для меня отпала.

Как я получаю свои 60 минут испанского ежедневно:

Я слушаю книгу небольшими порциями, в данном случае — главами (дительностью около 5 минут). Скажем, что сегодня я на 10 главе:

  • Утром, за завтраком или вечером предыдущего дня я прорабатываю главу, используя русский и испанский текст, так, чтобы потом можно было понимать её на слух. Это занимает около 15 минут и э то единственный раз, когда мне требуется текст.
  • Выходя из дома на работу (на дорогу уходит около 40 минут), я слушаю проработанную десятую главу, затем прослушиваю три предыдущих (7-9) и снова слушаю десятую.
  • На следующий день я повторяю всю процедуру с 11 главой, повторяя, главы с 8 по 10.
  • Так до конца книги…

Такой подход позволят каждый день слышать что-то новое и следить за сюжетом, а также повторить уже отработанное. Получается, что каждую главу я слушаю в течение 4 дней подряд и еще раз в конце — переслушивая книгу целиком.

Иногда я повторяю описанную процедуру в течение дня в спортзале или по дороге домой). Если нет настроения, но время позволяет, я просто слушаю любимые испанские песни (все они уже давно проработаны).

Дома, когда есть возможность, я смотрю фильмы с русскими субтитрами. Время от времени я слушаю подкасты или какой-нибудь аудио-курс.

Что делать, если нет времени на текст?

То есть, когда не удается проработать новую главу ни утром, ни вечером (это особенно актуально для меня после недавнего рождения дочки и добавления еще одного языка) я применяю свой метод «Любовь для ленивых». Именно для этого тут К. Хабенский))), чей голос звучит в русскоязычной версии «Маленького принца».

То есть, я ничего не читаю. Выходя на работу, я работаю с новым материалом, последовательно слушая главу:

1 . на испанском

2. на русском

3. снова на испанском

4. переслушиваю три предыдущие главы на испанском

Это все, что я делаю в течение последних трех лет. В результате я понимаю разговорную речь на четырех иностранных языках и могу довольно уверенно общаться. Это простой и закономерный эффект идеи «кумулятивного» эффекта.

Благодарим редакцию журнала «СИБУР Сегодня» за предоставление данного материала.

Производственная Система СИБУРа провозглашает максимальное вовлечение в изменения и улучшения всех сотрудников. Для этого в том числе используется инструмент «Улучшения малыми шагами» (далее - "УМШ"), который помимо вовлечения преследует цель «воспитания» корпоративной веры в то, что каждый человек может стать инициатором улучшений.

Справка: В 1923г. был создан Центральный институт труда, который возглавил Алексей Капитонович Гастев. Он впервые описал принципы рациональной организации рабочего места в статье «Как нужно работать». Академик впервые создал прообразы СОПов (терм. ПСС - «Стандартные операционные процедуры»), т.к необходимо было просто и наглядно обучать рабочих, которые имели образование 3-5 классов, а некоторые были совсем безграмотны. Он заложил первые принципы научной организации труда, которые являются прообразами инструментов «Стандартизированная работа», «Быстрая переналадка». Гастев вел тесную переписку с Генри Фордом, часть идей, изложенных Гастевым нашла свое применение на заводах Ford Motor Company. В научных трудах Гастева впервые появилось упоминание о рационализаторстве, как одного из принципов научной организации труда.

В каждом производственном подразделении компании найдется такой человек, который скажет, что в УМШ, в общем-то, нет ничего нового. «Те же самые «рацухи», только по-другому называются!» Действительно, сходство инструмента УМШ со знакомой всем еще со времен Советского Союза системой рационализаторских предложений есть. Но, зачастую, сначала сотрудников эта ассоциация отталкивает от активного предложения идей. Почему? Потому что когда-то, попробовав пройти забюрократизированную схему подачи рацпредложения, месяцами «пробивая» ее «наверх» до главного инженера, а потом месяцами ожидая ее реализации и хоть какой - то выплаты, многие сотрудники разочаровывались в несоответствии потраченной энергии результату и раз и навсегда отказался что либо предлагать. Инициатива наказуема.

Что же отличает УМШ от давно знакомой системы подачи идей?

Во-первых, сама по себе процедура максимально упрощена. Нужно лишь заполнить специальный бланк, кратко описав суть идеи, и поместить ее в ячейку на стенде, который висит в каждом подразделении. Во-вторых, идею рассматривают в течение недели и сразу же предоставляют сотруднику обратную связь: принята/не принята идея или ее необходимо доработать; срок и кто несет ответственность за ее реализацию. Таким образом, сотрудник, подавший идею, становится автором хоть и небольшого, но своего проекта, за что получает материальное поощрение. Размер выплат за идею варьируется в зависимости от значимости идеи и ее категории. Идеи УМШ направлены на увеличение выпуска продукции, повышение качества продукции, повышение энергоэффективности, повышение производительности труда, охрану труда и промышленная безопасность, улучшение порядка и условий труда, а также на снижение потерь и сокращение затрат.

Все предложения заносятся в так называемый «Автоматизированный модуль УМШ» на корпоративном портале. Таким образом, создается единая база, которая дает возможность площадкам обмениваться лучшими практиками между собой. Ответственные в подразделениях заносят информацию в графы таблицы, а специальный калькулятор автоматически рассчитывает размер материальной выплаты за поданную идею. Функционал этого автоматизированного модуля УМШ также позволяет контролировать статус внедрения инструмента на всех площадках в режиме онлайн. В ближайшее время к каждой идее автоматически будет создаваться ссылка на форум, где профильные специалисты со всех площадок смогут их обсудить и предложить что-то свое.

Активно участвуя и подавая предложения по улучшению, сотрудники могут заработать хорошую прибавку к окладу. Тем не менее, самые активные участники программы УМШ утверждают, что для них в первую очередь важно видеть, как преображается их рабочее место и осознавать свою причастность к этому.

Директор Программы ПСС Игорь Климов :

«У любого человека, любого сотрудника на каждом предприятии есть потребность в самовыражении и самоутверждении. Я не говорю о каких-то сложных вещах или достижениях, книге рекордов Гиннеса или успехах в каких-то чемпионатах. Я говорю о простом желании быть услышанным, желании получить обратную связь и реализовать то небольшое улучшение, которое он сам придумал».

Начальникк участка цеха ВСК Владимир Ким:

« Я с первых дней понял суть инструмента и стал подавать свои идеи. Ведь мы с помощью улучшений малыми шагами можем собственными силами улучшить условия работы и повысить уровень безопасности, как на рабочем месте, так и на предприятии в целом. При этом лично для меня финансовый аспект стоит на втором месте - хочется именно улучшить условия труда» .

Идея начальника участка Владимира Кима - перенести показатели расхода пара из насосного отделения в комнату контрольно - измерительных приборов - на первый взгляд, идея кажется незначительной. Но представьте себе, сколько было потрачено времени сотрудниками, которые для того, чтобы снять показатели были вынуждены ходить в цех по несколько раз в день. Почему раньше никто не подумал все упростить? Потому что прежняя корпоративная культура не давала возможности даже подумать о том, что что-то может быть по - другому, ведь «так было всегда».

Еще одно важное преимущество в том, что инструмент УМШ помогает руководителям раскрыть потенциал сотрудников . Конечно, карьерный рост не происходит только благодаря системе УМШ, но помогает сотрудникам себя зарекомендовать.

Иногда сотрудник предлагает идею, даже не предполагая, какой большой вклад она может внести в процесс непрерывных улучшений предприятия. Такая идея передается экспертным советом на более высокий уровень - в технический комитет, члены которого рассматривают ее уже с точки зрения мероприятий менеджмента. Ярким примером такой идеи является решение одной из проблем на Томской площадке:

На установке полимеризации пропилена в системе отвода конденсата, происходила утечка пара из-за коррозии трубопровода и сварных швов. Для проведения замены дефектных участков трубопровода было необходимо снимать пар среднего давления, т.е. останавливать узел регенерации, без которого не может работать и все производство полипропилена. Сотрудник предложил идею, как производить ремонт трубопровода без остановки узла полимеризации и регенерации и при этом безопасно. Экономическая эффективность проекта составила 2,6 млн. рублей в год.

А бывают идеи не столько экономически эффективные, сколько повышающие уровень безопасности. Вот пример идеи, реализованной на Дзержинской площадке: На промежуточной площадке между секциями на уровне головы торчит уголок, о который можно получить травму. Срезать его нельзя, так как он является частью трубопровода.

Сотрудник предложил закрыть острые края уголка обрезками шланга и снизить вероятность травмы.

Вовлеченность - это показатель позитивного отношения сотрудников к инструменту, своеобразный пульс развития и поддержания программы на площадке. Определяется как отношение количества работников, подавших идеи (хотя бы одну идею) за отчётный период к среднесписочной численности подразделения.

Средний уровень вовлеченности УМШ на предприятиях, где уже внедрен ПСС, составляет 20%. Это значит, что 1/5 сотрудников предприятий ежемесячно участвует в непрерывных улучшениях, подавая свои идеи. Исторический максимум, которого достиг этот показатель - 44%.

«Улучшения малыми шагами», как и все инструменты Производственной системы СИБУРа применим и в офисе. На данный момент инструмент работает в ряде заводоуправлений предприятий компании.

Улучшения малыми шагами дает возможность сотрудникам проявить инициативу, творчество и самореализацию независимо от того, на каком уровне они работают. Практика показывает, что успешность внедрения, приживаемости и вовлечения сотрудников во многом зависит от руководителя подразделения. Его главная задача - создать такую культуру, где эта инициатива поощряется: быть открытым, готовым помогать в развитии идей своих подчиненных, используя практику «Коучинг», не забывать выражать благодарность за каждое предложенное улучшение. Всему этому учит «Стандарт работы руководителя».

За прошедшие три года, на пяти площадках более 5 тысяч человек подали более 25 тысяч идей. Очевидно, что совместная работа на нескольких предприятиях уже дает первые результаты. Сегодня УМШ стал одним из ключевых драйверов изменений существующей корпоративной культуры и положил начало неиссякаемому источнику инициативы на всех организационных уровнях предприятий, но это только начало. Впереди предстоит огромная работа, охват оставшихся площадок и линеаризация инструментов.

Маленькими шагами к большой цели

Татьяна Тур

© Татьяна Тур, 2016

© Алиса Нешина, дизайн обложки, 2016


ISBN 978-5-4483-1337-0

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Вступление

В современном мире уровень успешности измеряется наличием разнообразных навыков. Повышенный интерес вызывают личности, обладающие творческими способностями, высоким уровнем адаптивности и личной эффективностью. Если в 80-90-х годах знание иностранного языка считалось роскошью, то в начале XXI века каждый уважающий себя человек владеет хотя бы одним иностранным языком в обязательном порядке.

Социум систематически повышает требования и ставит перед нами все новые и новые цели, и в окружающей нас действительности ощущается все большее напряжение. Мы боимся чего-то не успеть. Нас пугает перспектива упустить что-то важное. Эстафета на звание «самого успешного человека на Земле» вовлекает все большее количество участников. От мала до велика – все стремятся охватить своим сознанием как можно больше навыков, приобрести как можно больше способностей. Зачастую в этой гонке теряется понимание глубинного смысла происходящего. Бывает так, что лишь через много лет бесцельного бега по кругу человек останавливается и задумывается. Он спрашивает себя: «Для чего все это? Что вдохновляет меня на самом деле? Для чего я живу? Что делает меня счастливым по-настоящему?» Правда жизни такова, что многие взрослые люди в какой-то момент осознают, что их задачи и цели имеют чужое авторство. Как правило, оно принадлежит родителям. Однако осознать это – полдела. Задача максимум – выстроить свою реальность в соответствии с собственными желаниями и мечтами. Порой это дается очень тяжело, ведь для этого приходится в корне менять жизнь.

Становясь частью большого социального механизма, мы, родители, точно также вовлекаемся в предлагаемую игру. Только пешками на игровом поле становятся наши дети. В погоне за титулом «Хорошая мама» многие женщины без устали водят своих детей из одной секции в другую. В наше время учебный график трехлетнего ребенка может конкурировать с плотным расписанием топ-менеджера крупной компании. Многие папы отдают своих сыновей в спортивные секции, о которых мечтали в собственном детстве. Родители боятся упустить что-то важное, опасаются, что «недодадут» своему ребенку необходимых навыков. К сожалению, при выборе развивающих занятий мало кто учитывает уникальные таланты и задатки самого ребенка, а о такой важной составляющей детского развития, как гармоничное эмоциональное состояние, задумываются и вовсе единицы. В этой связи сложно переоценить значение постоянного и доверительного взаимодействия с собственными детьми. Растущее поколение – такие же личности, как и мы с вами. Будучи еще малышами, они уже способны направить нас, взрослых, в нужное им русло. Надо только научиться прислушиваться к ним. Ну и, конечно же, создавать все возможности для полноценного и качественного обучения детей в выбранных ими направлениях.

Данная книга – попытка помочь родителям ориентироваться на сложном, но интересном пути развития детей. Сфера нашего интереса охватывает, в основном, творческое пространство. Несмотря на это, книга будет полезна любому родителю. Ведь всем нам хочется, чтобы наши дети получали от учебы не только пользу, но и удовольствие. И наконец, трудно поспорить с тем, что глобальная задача родителей – вырастить детей гармоничными, всесторонне развитыми и счастливыми личностями. Хочется верить, что данная книга поможет вам найти ответы на связанные с этой задачей вопросы.

Идея написать эту книгу впервые посетила меня, когда моей дочери Соне исполнилось 4 года. Как любая «хорошая мать», я озадачилась поисками заведения, достойного таланта моей способной дочурки. К сожалению, при выборе развивающих направлений для своих детей, мы зачастую руководствуемся собственными несбывшимися мечтами. Родители склонны отдавать детей в те секции, в которые не попали сами. Как воспитатели мы сторонимся тех занятий, в которых, так или иначе, потерпели фиаско.

Маленькой девочкой я мечтала стать балериной. Тогда, много лет назад, нам с родителями попался адекватный педагог. Глядя на моего двухметрового папу и высокую маму, он сказал: «Ваша дочь никогда не станет балериной». Именно поэтому, первым делом, мы с Соней пошли на хореографию.

В моем детстве была музыка. Я побоялась отдавать дочку в музыкальную школу – слишком сильны были воспоминания о том, как я выживала в течение десяти лет, играя на четырех музыкальных инструментах. Для меня было очевидно, что психика дочери не выдержит такой нагрузки. В связи с этим выбор пал на студии: именитые и районные. Их было много, но из каждой мы «уносили ноги». Система обучения в большинстве случаев строилась по принципу «нам все равно, как чувствует себя ребёнок; главное – чтобы был счастлив родитель, который платит деньги». Мне такой подход определенно не близок. Я не собиралась удовлетворять за счет Сони свои амбиции.

А когда я попала в шоу-бизнес, то в полной мере ощутила масштаб бедствия. Это были совершенно другие игры по взрослым правилам. Многие родители стремятся сделать своих детей «звездами». Однако они вряд ли осознают все связанные с таким выбором последствия. В большинстве случаев детская психика не выдерживает тяжелой нагрузки (как физической, так и эмоциональной). Мы получаем искалеченные души, но этот факт отодвигается на второй план. Главное – мы «в обойме», главное – удержать статус и не лишиться возможности вращаться в гламурном кругу.

Зачастую нам, родителям, приходится делать выбор, не будучи окончательно уверенными в том, что он будет полезен нашим детям. Зрелые люди сомневаются, прислушиваются к происходящему, наблюдают со стороны. И уже потом делают промежуточные выводы. Однако есть такие взрослые, которые, минуя всякие сомнения, уверены, что точно знают, как будет лучше для их ребенка. На мой взгляд, не стоит забывать, что основная потребность любого малыша – любовь, тепло, забота и возможность быть услышанным. Мне очень хочется верить в то, что именно эта потребность будет учитываться родителями при выборе студии, секции, школы или педагога для своих детей. В настоящий момент я с сожалением наблюдаю за тем, как с каждым годом проблема становится более явной, а ситуация – более напряженной.

Мы растим особенных детей. Новое поколение лучше нас, оно более совершенно. Не потому, что оно отличается какой-то уникальной особенностью. Отчасти это так, ведь век развития информационных технологий, свободы перемещения и способов самовыражения накладывает свой отпечаток. Наши дети требуют другого подхода, потому что с самого рождения всем своим существом призывают нас к уважению их личности. С ними нельзя поступать так, как когда-то поступали с нами. Они не поймут и не простят.

Современным детям проще, чем было нам, но и сложнее одновременно. У нас был заранее очерченный социумом план: октябренок, пионер, комсомолец. Все выборы за нас осуществляли родители. Своей жизнью мы должны были оправдать их надежды. Конечно, многие из нас с течением времени круто меняли вектор движения. Зато в самом начале пути нам не нужно было принимать никаких решений в виду отсутствия такой возможности. Современным детям гораздо сложнее определиться с будущим. В силу обостренного стремления к самостоятельности они стремятся строить свои детские планы. Параллельно с этим, мы, родители, возлагаем на них большую ответственность и предлагаем свою модель будущего. Поток же информации и предложений поистине огромен. Как помочь детям ориентироваться в этом большом мире? Как поддержать их самобытность и дать возможность раскрыться их творческим способностям? Что родители могут сделать для того, чтобы протянуть руку помощи сыну или дочери? Какие опасности и сложности поджидают нас на пути развития ребенка? Об этом и многом другом я написала эту книгу. Надеюсь, время, проведенное за ее прочтением, доставит вам удовольствие и принесет пользу вашим детям.

С уважением, Татьяна Тур

Глава первая.

Перед тем, как сделать выбор

«Всякий раз, когда, отложив книгу, ты начнешь плести нить собственных размышлений – книга достигла цели. Если же, в поисках точных указаний и рецептов, лихорадочно листая страницы, ты досадуешь на их скудость, знай, что, если и есть в этой книге советы и предписания, они появились не по авторской воле, а вопреки ей».

Януш Корчак, «Как любить ребенка».

Современные дети

Происходящие в мире глобальные преобразования, коснувшиеся всех областей жизни, наряду с положительными изменениями, оказывают значительное влияние на психофизическое состояние детей. Важнейшими факторами, влияющими на эмоциональное и душевное благополучие ребенка, является семья, детское сообщество и средства массовой информации. Для многих современных детей стали актуальными воспитание в окружении взрослых и дефицит общения со сверстниками. Растущее поколение лишено естественной среды общения, дворовых игр. Данный фактор привел к тому, что дети стали терять различные навыки, необходимые для коммуникации (эмпатию, умение находить компромиссы, возможность добиваться своей цели мирным путем). Вместе с тем, современному поколению доступны различные развивающие центры, кружки и занятия на любой вкус.