Значение слова «капитель. Виды капителей и самостоятельный монтаж на пилястрах Капитель описание

caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры . Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке , обычно имеющей квадратную форму.

Капитель в архитектурных ордерах

Используется во многих архитектурных стилях, начиная с древнего Египта и античности . Капители египетских колонн обычно украшались стилизованными цветками или бутонами папируса. Также встречались лотосовидные капители и колонны с капителями в форме стилизованных листьев пальмы.

Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель (1 на рисунке) - простая круглая подушка-эхин ; у ионической капители (2) - на эхине вылеплены два завитка-волюты ; коринфская капитель (3) представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов . Композитная капитель является синтезом ионической и коринфской.

Капитель в современном строительстве

В современной архитектуре капителью также называется деталь монолитного, сборного либо сборно-монолитного каркаса, опирающаяся на тело колонны и предназначенная для восприятия приопорных моментов от вышележащего перекрытия и снижения риска его разрушения в результате продавливания.

См. также

Напишите отзыв о статье "Капитель"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Капитель

Мюрат подвинулся к переводчику в велел спросить, где русские войска. Один из русских людей понял, чего у него спрашивали, и несколько голосов вдруг стали отвечать переводчику. Французский офицер из передового отряда подъехал к Мюрату и доложил, что ворота в крепость заделаны и что, вероятно, там засада.
– Хорошо, – сказал Мюрат и, обратившись к одному из господ своей свиты, приказал выдвинуть четыре легких орудия и обстрелять ворота.
Артиллерия на рысях выехала из за колонны, шедшей за Мюратом, и поехала по Арбату. Спустившись до конца Вздвиженки, артиллерия остановилась и выстроилась на площади. Несколько французских офицеров распоряжались пушками, расстанавливая их, и смотрели в Кремль в зрительную трубу.
В Кремле раздавался благовест к вечерне, и этот звон смущал французов. Они предполагали, что это был призыв к оружию. Несколько человек пехотных солдат побежали к Кутафьевским воротам. В воротах лежали бревна и тесовые щиты. Два ружейные выстрела раздались из под ворот, как только офицер с командой стал подбегать к ним. Генерал, стоявший у пушек, крикнул офицеру командные слова, и офицер с солдатами побежал назад.
Послышалось еще три выстрела из ворот.
Один выстрел задел в ногу французского солдата, и странный крик немногих голосов послышался из за щитов. На лицах французского генерала, офицеров и солдат одновременно, как по команде, прежнее выражение веселости и спокойствия заменилось упорным, сосредоточенным выражением готовности на борьбу и страдания. Для них всех, начиная от маршала и до последнего солдата, это место не было Вздвиженка, Моховая, Кутафья и Троицкие ворота, а это была новая местность нового поля, вероятно, кровопролитного сражения. И все приготовились к этому сражению. Крики из ворот затихли. Орудия были выдвинуты. Артиллеристы сдули нагоревшие пальники. Офицер скомандовал «feu!» [пали!], и два свистящие звука жестянок раздались один за другим. Картечные пули затрещали по камню ворот, бревнам и щитам; и два облака дыма заколебались на площади.

Колонны представляют собой опоры, поддерживающие антаблемент. Они завершаются капителями (от латинского capitellum — головка). Верхняя часть капители – плита абак или абака (от греческого слова стол, доска) – непосредственно воспринимает тяжесть антаблемента. В ионическом и коринфском ордерах колонны имели базы. Основная средняя часть колонны – ствол (или фуст) – слегка сужается кверху, образуя незначительную выпуклую кривизну, называемую энтазис.

Стволы колонн обработаны вертикальными (криволинейными в плане) углублениями – каннелюрами.

Антаблемент во всех ордерах имеет три структурные части: нижнюю – архитрав, среднюю – фриз и верхнюю – карниз.

Архитрав – основная несущая часть антаблемента – состоит из каменных блоков, перекрывающих пролет между колоннами.

Фриз – стенка, на которую в каменной конструкции опираются балки и плиты перекрытия.

В карнизе главным структурным элементом является карнизная плита (гейзон), которая выносится вперед и служит в то же время переходом к крыше здания. Карнизная плита завершается каменным желобом (сима), который собирает стекающую с кровли воду и сбрасывает ее через специальные отверстия на землю.

Расстояния между колоннами (интерколумнии ), а также между колоннами и стеной здания зависели от каменных конструкций перекрытия и не могли быть большими.

Различия между ордерами имеются как в их структуре, так и пропорциях, формах и декоративных элементах. Все это в целом создает особых художественных характер каждого ордера.

Эпохи прошлого сегодня мало кого интересуют, однако в архитектуре много напоминаний о расцвете древней Греции и веках Эпохи Возрождения, в частности – различные виды капителей, используемых в колоннах и пилястрах.

Какие бывают виды капителей?

Современная планировка не исключает таких изысков архитектуры, как колонны, полуколонны и пилястры. Первыми вполне можно заменить простенок, особенно, если данные опорные элементы будут стоять в паре, а между ними найдется место красивой ширме. Что касается полуколонн, они устанавливаются только у стен и могут использоваться в качестве контрфорсов, значительно усиливая надежность постройки. Пилястры же являются только украшением и монтируются на стены в декоративных целях.

Причем любой из перечисленных архитектурных элементов снабжается капителью, то есть верхушкой, форма которой зависит от стиля. По типу узора различают дорическое, ионическое, коринфское, тосканское и сложное оформление капители. Все они выглядят совершенно по-разному, причем первые три ордера из перечисленных относятся к Древней Греции. Ионический вариант имеет симметрично расположенные спиральные волюты, как называют элементы орнамента. Дорические отличаются простотой, они обычно практически не имеют орнамента, лишь симметрично расположенные выступы и канавки.

Коринфский стиль, напротив, обычно перенасыщен скульптурными изображениями листьев и цветов аканта. Тосканский стиль принадлежит Древнему Риму и строгостью весьма напоминает дорический. Сложные виды капителей колонн, как это ясно из названия, имеют орнамент весьма непростой, как правило, в нем насчитывается до 16 листьев. В прошлом колонны вытесывались из камня целиком или собирались из трех частей (базы, ствола и капители) без каких-либо скрепляющих растворов.

Сегодня же фуст или, иначе говоря, тело колонны соединяет в себе несколько деталей. И поскольку опорные элементы выпускаются, по большей части, в виде отливок, каждый сегмент составляется из двух вертикальных половинок. При этом очень часто при сборке используется армирование капители колонн, особенно в местах соединения с фустом и абакой. Если же капитель имеет излом для повышения устойчивости под высокими нагрузками, усиление конструкции не требуется. В качестве армирующих элементов используются 10-миллиметровые прутья, располагающиеся по углам и серединам сторон капителей.

Как осуществить монтаж пилястры с капителью?

Современная промышленность выпускает разнообразные полимерные колонны и пилястры, предназначенные для украшения дома. Состоят они из нескольких деталей, которые собираются по определенной схеме, и, казалось бы, ничего сложного в монтаже нет. Однако очень важно знать, как правильно крепить каждую часть пилястры, а также капитель к стене. Далее вы сможете ознакомиться с подробной схемой сборки.

Монтаж пилястры с капителью - пошаговая схема

Шаг 1: Подгонка пилястры по высоте стены

Ранее уже упоминалось, что пилястры сегодня выпускаются в виде нескольких отдельных сегментов, которых может насчитываться от двух и более. Исходя из высоты стены, с учетом того, что сверху может быть запланирована отделка потолочным бордюром, а внизу имеется плинтус, определяем общую длину пилястры с капителью, после чего собираем фуст из нужного количества частей. Каждую деталь необходимо обработать по торцу, придав ему угол 90 градусов к декоративной поверхности.

Шаг 2: Разметка под установку пилястры

Выбрав место, где будет находиться пилястра, проводим вертикальную линию для подгонки по ней кромок всех частей декоративной пристенной стойки. Определяем порядок расположения деталей, после чего берем самую нижнюю, смазываем клеем ее тыльную сторону и прикладываем к стене по сделанной ранее разметке.

Для фиксации лучше всего использовать жидкие гвозди.

Шаг 3: Сборка частей пилястры встык

Далее берем следующую деталь, покрываем ее тыльную и нижнюю торцевую плоскость клеем, который можно наносить извилистой пунктирной линией, охватывая как можно большую площадь. Прикладываем очередную часть к предыдущей плотно встык так, чтобы каннелюры, как называются вертикальные желобки на теле пилястры, совпадали в точке соединения двух деталей. Прикладываем правило, чтобы убедиться в расположении частей на одной плоскости.

Шаг 4: Установка капители и страховочная фиксация деталей пилястры

Если потолки высокие, при необходимости клеим еще одну часть фуста, после чего крепим описанным способом капитель.

Убедившись, что сборка выполнена ровно, фиксируем все детали к стене шурупами, во избежание отхождения пилястры от стены, пока клей не высохнет полностью.

Шаг 5: Обработка стыков

После того, как клей полностью схватится, можно выкручивать шурупы из пилястры. Отверстия от саморезов, равно как и стыки, желательно замазать шпаклевкой.

Если места соединения почти незаметны, лучше сначала скрыть их под слоем , которая должна быть в тон пилястре.

Шаг 6: Монтаж орнаментальных накладок

Если на поверхности пилястры есть гладкие участки, их можно украсить при помощи декоративных панно.

Орнаментальные элементы, которые часто входят в комплект, смазываются по тыльной стороне клеем и прикладываются на заранее размеченные под них участки.

Шаг 7: Монтаж поверх капители потолочных плинтусов

Пилястры обычно монтируются на том этапе отделочных работ, когда потолочные бордюры еще не установлены . Это позволяет подвести капитель непосредственно под потолок, либо оставить место для плинтуса. Поэтому, если бордюры по верху стены все-таки запланированы, под них следует оставить строго необходимое расстояние. Когда пилястра будет прочно зафиксирована клеем, можно приступать к монтажу , крепя его клеящим раствором к верхнему торцу капители или ее краю.

Промазываем акрилом детали

Когда жидкий акрил застынет, приступаем к покраске всей пилястры, при этом декоративные накладки можно выделить цветом, например, под золото или бронзу.

Как пилястры и капители используются в интерьере?

Несмотря на то, что пилястры и колонны подходят далеко не к каждому стилю отделки помещения, им можно найти место почти в любом в доме, причем совсем не обязательно внутри, а, к примеру, для украшения фронтона и крыльца. По большей части, пилястры используются, если оформление комнат выполнено в классическом или античном стиле. Также колонны прекрасно гармонируют с готическим антуражем.

С помощью пилястр можно красиво выделить проемы между помещениями, также подобные декоративные элементы подходят для зонирования большого пространства.

Изготавливаются колонны и пилястры из травертина и мрамора, а также из гранита и искусственного акрилового камня. Однако большей популярностью пользуются полимерные модели, которые значительно легче, что упрощает их перевозку и монтаж. Форму пилястры могут иметь различную, округлую или угловатую, причем визуальное изменение пропорций комнаты с помощью этих декоративных элементов зависит от ширины изделия. Узкие модели делают помещение визуально выше, широкие придают интерьеру монументальность.

Капитель - одна из самых важных архитектурных деталей. Мы все знаем (кто-то понаслышке, кто-то профессионально) о трех основных ордерах в архитектуре: дорический, ионический коринфский. Так вот именно по строению капители мы узнаем эти ордера. Теоретиками архитектуры Андреа Палладио, Джакомо да Виньолой, Гансом Блюмом и др. досконально описаны все способы построения всех типов капителей. Но, почему-то амбиции современных архитекторов (по крайней мере, большинству из них) не позволяют им обращаться к опыту мэтров архитектуры. Отсюда вольное обращение к канонам и, как следствие, несуразица решений. Казалось бы, ерунда, декоративный элемент. Он не может влиять на конструктивные основы того или иного проекта. Но в этом скрыта серьезная ошибка. Могу привести пример из своей практики. Забегая вперед, сразу скажу, что мои доводы никого не убедили, но к сути…

Колонны из бетона








Квадратная колонна с каннелюрами. Коринфский ордер. Естественно, существует бетонный столб-основание, который нужно облицевать. Классическая схема построения давно прописана и она гласит, что абрис капители продолжает абрис колонны, т.е. является одной линией. Толщина декора, в данном случае акантных листьев равна глубине каннелюра. Все просто - толщина столба образуется из внешнего габарита минус декор, минус толщина цоколя капители. Но нам проектировщики оставляют на все про все по 1 см с каждой стороны, т.е. 5 мм стенка цоколя и 5 мм декор и это при общей высоте колонны около 4 метров!

Конечно, можно проще жить, как делают большинство лепщиков (им простительно - они исполнители) и архитекторов. Просто взгромоздим некую корзину на колонну, и пусть она торчит во все стороны. Причем с одним архитектором пришлось даже очень долго спорить, т.к. он мне доказывал, что «коринфская капитель должна быть и шире, и листья на ней не в два, а три ряда».

За 20 лет работы по лепнине, к сожалению, не встретил ни одного лепщика, знающего, как построить волюту или, как устроен акантный лист - основа, т.е. базиса всей лепнины. И еще ложка дегтя в мед лепнины это нелюбовь делать «лишнюю» работу. И в самом деле, зачем отливать каждый лист и крепить его отдельно, когда можно замазать все «на выход» и лить всю капитель одним куском. Ведь есть же какие-то завитушки, значит уже красиво. В результате получаются «шедевры» типа ТЦ Охотный ряд.

Словарь Ушакова

Капитель

капите ль , капители, жен. (лат. capitellum).

1. Верхняя часть колонны, служащая непосредственным переходом к покрытию (архит. ).

2. только ед. Шрифт из букв величиной в строчные, а начертанием в прописные (тип. ).

Культурология. Словарь-справочник

Капитель

(лат. capitellum – головка) – венчающая часть колонны, столба или пилястры.

Архитектурный словарь

Капитель

(от позднелат. capitellum - головка)

в архитектуре, пластически выделенная венчающая часть вертикальной опоры (столба или колонны), передающая ей нагрузку от архитрава и расположенных выше частей здания (или образно выражающая эту функцию, как, например, в пилястре). Разнообразные типы капителей сложились в деревянной и каменной архитектуре различных народов, начиная с зодчества стран Древнего Востока. В античную эпоху сложились три основных классических типа капителей, получивших распространение в европейской архитектуре, - дорическая, ионическая и коринфская, а также композитная капитель, представляющая собой сочетание элементов ионической и коринфской капители. Своеобразные типы капителей были созданы в Китае, Японии, Мексике, в византийской, романской, готической и древнерусской архитектуре, в архитектуре Армении, Грузии, государств Средней Азии. С эпохи Возрождения широко варьировались типы античных капителей, иногда применялись сочетания классических форм с местными орнаментальными мотивами.

верхняя завершающая часть колонны, пилона или пилястры.

(Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)

Венчающий элемент колонны или пилястры, отличающийся от ее основной части более сложной формой и большей шириной.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

(позднелат. capitellum - головка) - венчающая часть вертикальной опоры (колонны или пилястры), на которой лежит горизонтальное перекрытие (балка архитрав). Различные типы капителей сложились в древнейших деревянных конструкциях и в каменном зодчестве стран Древнего Востока (гаторическая, лотосовидная, озирическая, сталактитовая, чипполиновая и т. п.). Детальную разработку капитель получила в ордерной системе античной архитектуры. Наиболее простая, дорическая капитель включает округлую подушку - эхин и лежащую на ней квадратную плиту - абак . Более сложная, ионическая , капитель имеет подушку с боковыми завитками - волютами и орнаментацию эхина и абаки. Коринфская капитель имеет вид расширяющейся кверху пышной чаши из акантовых листьев и завитков. Соединение ионической и коринфской капителей дает композитную капитель , примененную впервые в архитектуре Др. Рима.

(Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)

Античный мир. Словарь-справочник

Капитель

(от позднелат. capitellum - головка)

венчающая часть колонны, расположенная между стволом опоры и горизонтальным перекрытием.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

верхняя часть колонны или пилястры, на к-рую опирается перекрытие (см. Ордер)

(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под ред. В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

Капитель

(лат. capitellum «головка») навершие колонны, на которой лежал архитрав - балка, поддерживающая крышу постройки. Капитель могла быть разных стилей (ордеров): дорического, ионийского, коринфского и композитного, то есть смешанного (чаще всего - ионического и коринфского, а также с включением фигурных элементов, например, бараньих голов).

Энциклопедический словарь

Капитель

(от позднелат. capitellum - головка), венчающая часть колонны, столба или пилястры.

Словарь Ожегова

КАПИТЕ ЛЬ [т э ], и, ж. (спец.). Венчающая часть колонны, столба или пилястры.